занимаемой должности или рекомендации о возможности исполнения более сложной работы. Помимо подобной работы в отношении сотрудников может проводиться негласная оценка его лояльности, надежности в трудных ситуациях, с накоплением информации об имевших место фактах и сигналах неправильного поведения, подозрительных связей и возможных негативных проявлениях.
Что касается оценки таких факторов, как режим охраны или режим защиты сотрудников, то способы оценки были достаточно подробно изложены в первой главе. Дополнительно можно рекомендовать отдельные приемы, используемые на некоторых предприятиях:
1. Незнакомый для охраны человек ходит вокруг здания или территории, фотографируя объект, делая пометки в блокноте, обязательно попадая в поле зрения охраны. При этом скрытно наблюдается и оценивается реакция сотрудников охраны.
2. Человек под видом курьера приносит и передает охране посылку с просьбой передать руководителю.
3. Производится попытка проникнуть на объект под видом электрика, сантехника, представителя санэпидстанции, пожарной охраны и т.д.
4. К разным должностным лицам вносится предмет (например, кейс) и оставляется с последующей проверкой, вызовет это подозрение или нет.
5. В местах сосредоточения коммуникаций ставится или прикрепляется к стене коробочка и проверяется, вызывает это подозрение у сотрудников или обслуживающего персонала.
6. Для зон повышенной режимности (кабинеты высшего руководства, комнаты конфиденциальных переговоров) составляется диаграмма посещения их людьми, не имеющими прямого отношения к служебной деятельности. Для этого целесообразно установить на дверях счетчики или замки с индикацией.
Также очень полезно для проверки как персонала, так и в целом системы защиты, проводить комплексные учения с имитацией разного рода угроз. Как правило, в этом случае успех зависит от тщательной подготовки этого мероприятия.
Вопросы, рассмотренные в этой главе, затронуты в самом общем виде и могут служить лишь ориентиром для оценки положения дел на конкретном объекте. Скорее, это памятка для руководителя, которому всегда приходится оценивать правильность действий своих подчиненных, а тем более такую специфическую категорию работников, как сотрудники охраны или службы безопасности. Это тем более трудно сделать, если сотрудники указанных категорий являются выходцами из спецслужб, и они незаинтересованы афишировать уровень своих знаний и предпочитают оперировать авторитетами в этой сфере деятельности.
Как высказался руководитель одного довольно крупного банка: «Система безопасности – это моя голова прежде всего». Возможно, доля справедливости в этом есть, так как практика показывает, что наиболее крупные неприятности, происходящие с предприятием, касаются именно руководителей высшего звена (вплоть до физического их устранения), а силы безопасности (иногда довольно мощные) оказываются неспособными ни предвидеть их, ни, тем более, предотвратить. Видимо, основная причина такого положения – это недостаток информации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.