Сущность
финансов полно проявляется в их функциях. Функции конкретизируют сущность
финансов, раскрывают их экономическое содержание. Они представляют собой
объективно присущи финансам свойства, но их проявление возможно только в
процессе деятельности человека. Таким образом, функции финансов необходимо
рассматривать как их внутреннюю, потенциальную свойство проявления в
определенной сфере общественных отношений при обязательном участии человека.
Вопрос выполнения финансами функций является дискуссионным. Экономисты
признают, что финансы выполняют распределительную, контрольную, стимулирующую,
регулирующую, воспроизводственную, стабилизационную и другие функции. Такие
взгляды имеют право на существование. Вместе наиболее обоснованной является
точка зрения, что финансы на макроэкономических-ном уровне выполняют две
функции:
- Распределительную;
- Контрольную.
Распределительная функция финансов. Основная задача финансов заключается в
осуществлении распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.
Именно в сфере распределения проявляются присущие финансам черты, и в первую
очередь, их распределительный характер. Объектом распределения, осуществляется
с помощью финансов, служит валовой внутренний продукт, а субъектами
распределения выступает государство, хозяйствующие субъекты и физические лица.
Распределительная
функция финансов проявляется в различных сферах экономических отношений,
возникающих между государством с одной стороны и хозяйственными субъектами и
физическими лицами - с другой. Такие экономические отношения носят двусторонний
характер. Это означает, что, во-первых, хозяйственные субъекты и физические
лица вносят в бюджет государства определенные платежи в форме налогов,
обязательных платежей и отчислений во внебюджетные фонды, а, во-вторых, они
получают от субъектов финансовой системы определенный объем денежных средств в
форме целевого финансирования, субсидий, помощи и т.п..
Распределение и перераспределение ВВП может иметь различный характер, в
частности межрегиональный. Он происходит с помощью государственного бюджета, то
есть формирование бюджетов всех административных территориальных единиц
осуществляется с применением распределительной функции финансов.
Межотраслевой распределение также происходит с помощью государственного
бюджета, то есть через бюджетный механизм (предоставление льгот, финансовой
поддержки и т.д.). С одних отраслей государства финансовые ресурсы изымаются, а
в другие направляются. На этой основе возникает
финансовое регулирование отраслей и народного хозяйства. Таким путем
осуществляется целенаправленное воздействие с целью соблюдения необходимых
пропорций развития всех отраслей народного хозяйства.
Внутрихозяйственный распределение охватывает сложный процесс распределения
выручки и прибыли по соответствующим фондам (потоками) денежных средств
целевого назначения. Здесь распределительные отношения возникают между
подразделениями хозяйствующего субъекта как отдельными коллективами и
различными группами предприятия. Образование и использование фондов в сфере
внутрихозяйственного распределения происходит без смены собственника.
Необходимым условием осуществления распределительного процесса является
получение денежной формы стоимости ВВП. Финансовые отношения охватывают лишь
стоимостную форму и не связаны с распределением в натуральной форме стоимости.
Использование фондов денежных средств часто носит характер продолжения
распределительного процесса в форме измельчения или увеличение фондов денежных
средств. В результате происходит формирование фондов узкого или широкого
назначения. Иногда с использованием фондов не происходит формирование новых
фондов, но в действительности внутри фонда продолжается распределительный
процесс. В этом случае происходит разграничение финансовых ресурсов по целевому
назначению. Например, фонд социальных потребностей не делится на любые фонды,
но часть его используется на содержание объектов культуры, спорта, охраны
здоровья людей и т.д., а часть - на финансирование жилищного хозяйства.
Важная особенность распределительной функции обусловлено тем, что финансовые
операции не всегда сопровождаются переходом стоимости от одного субъекта к
другому. Это, в частности, отношения внутрихозяйственного распределения. В
процессе распределения не происходит смена собственности. Этим финансы
отличаются от других распределительных категорий, где распределение происходит
с применением других распределительных категорий (кредит, цена, зарплата), и
имеет место изменение формы собственности.
Итак, под распределительной функцией финансов следует понимать проявление их
внутренних свойств в процессе распределения валового внутреннего продукта в
форме образования фондов (потоков) денежных средств, их размещение и
использование по целевому назначению.
Из сущности финансов как распределительной категории следует контрольная
функция. С ее помощью выявляются количественные и качественные стороны
деятельности.
С помощью контрольной функции финансов предоставляется информация о составе
количественных показателей распределения; пропорции и соотношения фондов
накопления и потребления, источники формирования фондов, их экономное и целевое
использование.
Финансовое состояние хозяйствующих субъектов и других подразделений общества
анализируется через систему финансовых показателей. Они носят обобщающий
характер и комплексно отражают различные сферы и стороны деятельности субъектов
хозяйствования. Такие показатели, как прибыль и рентабельность, формируются под
влиянием многочисленных элементов. Но в целом они комплексно отражают
финансовые результаты деятельности субъектов хозяйствования. Именно финансовые
показатели позволяют выявить не только определенную сторону деятельности, а
всесторонне рассматривать и оценивать их деятельность.
В условиях рыночной экономики действует ряд экономических законов
распределения, и каждый из них должен быть подконтрольным. С помощью контроля
можно направлять распределительный процесс в нужном направлении и своевременно
ликвидировать любые нарушения и диспропорции. Поскольку финансам принадлежит
главная роль в стоимостном распределении валового внутреннего продукта, то
финансовый контроль выступает основной формой денежного контроля.
Контрольная функция внутренним свойством финансов как распределительной категории.
Но по форме выявления она отражает свойства самостоятельного характера
функционирования.
Контрольная функция финансов реализуется во всех сферах финансовых отношений.
Она проявляется в процессе перемещения стоимости от одного владельца к другому,
а также при определении целевого направления средств в пределах одного
хозяйственного субъекта. В распределительном процессе контрольная функция
финансов может происходить раньше распределительного процесса, одновременно с
ним, а также после распределительного процесса. Это создает воображение отрыва
контрольной функции финансов от распределительной.
Итак, контрольная функция финансов представляет собой проявление объективного
свойства контроля распределения валового внутреннего продукта по
соответствующим фондам, их размещением и использованием и целевому назначению.
Из приведенного определения контрольной функции финансов следует, что они в
этой функции не могут автоматически осуществлять контроль и выдавать
необходимую информацию. Здесь речь идет только о внутренней свойство финансов,
их способность осуществлять контрольную деятельность. Финансы, как и любая
другая экономическая категория, не функционирует без участия людей. Вместе с
тем нельзя отождествлять понятие контрольной функции финансов и финансового
контроля. Финансовый контроль является практическим использованием контрольной
функции финансов.
Финансовый контроль служит средством информационного обеспечения, проверки
деятельности экономических субъектов общества. Нарушение финансовой
деятельности непосредственно связаны с нарушениями определенных законодательных
и нормативных актов.
Финансы как распределительная экономическая категория играет важную роль в
развитии общества. В процессе распределения и перераспределения ВВП с помощью
финансов государство мобилизует в свое распоряжение определенный объем
финансовых ресурсов. Благодаря этому обеспечивается целенаправленное
воздействие на социально-экономическое развитие общества. Используя
распределительную функцию, финансы обеспечивают сочетание интересов всех
участников общественного производства: государства, юридических и физических
лиц. Они участвуют во всех стадиях общественного воспроизводства, обеспечивая
их необходимыми финансовыми ресурсами.
Функции финансов реализуются в практической деятельности субъектов общества
путем применения финансового механизма. Он представляет собой систему
целесообразно направленных мер экономического воздействия на процесс
воспроизводства в форме финансовых методов, финансовых инструментов и
финансовых рычагов в рамках нормативно-правового обеспечения.
Финансовые методы (финансовое прогнозирование и планирование, ценообразование,
налогообложение, инвестирование, кредитование, финансирование, страхование,
стимулирование, контроль), финансовые инструменты (государственный бюджет,
перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование, виды цен, налоги
и сборы, денежный капитал, финансовые ресурсы, страховые полюса, страховая
премия, страховой случай, виды страхования, виды кредита, финансовые стимулы,
финансовые санкции, формы и методы финансового контроля и т.п.) и финансовые
рычаги (баланс доходов и расходов, бизнес-план, оперативные финансовые планы,
бюджеты, прямые и косвенные меры государственного регулирующего воздействия на
уровень цен, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, векселя,
чеки, прибыль, кредит, страховой тариф, страховые платежи, страховое
возмещение, страховое обеспечение, страховая сумма, налоговые льготы, субсидии,
штрафы , пеня, аттестация, аккредитация, лицензирование, ревизия, аудит,
мониторинг и т.д.), присущие финансовому механизму, играют ведущую роль в
системе экономического управления. Именно с помощью финансового механизма
государство имеет возможность целенаправленно воздействовать на поддержание
необходимых пропорций в развитии отраслевой структуры производства и регионов
страны.
Показатели финансово-хозяйственной деятельности служат индикаторами уровня
экономического и социального развития общества в целом и субъектов
хозяйствования в частности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.