Программа курса и методические указания по курсу "Строительные машины", страница 3

Различают механические передачи зацеплением и трением [1 с. 19; 3 с.18].

Изучению механических передач предшествует изучение видов трения в машинах.


При рассмотрении общих параметров механических передач необходимо учесть изменения в терминологии. Так, термин "передаточное число" заменён термином "передаточное отношение" U, определяемое как отношение угловой скорости  ведущего элемента передачи к угловой скорости  ведомого элемента:

При изучении деталей передаx следует обратить внимание на функциональные отличия вала и оси. Так, претерпевающие только изгибные деформации оси бывают вращающимися и неподвижными; валы конструктивно мало отличаются от осей, но обязательно воспринимают крутящий момент [ 1 с. 31; 3, с.27; ].

Соединяются детали передач с валами посредством дополнительных элементов, называемых шпонками, либо за счёт профильных углублений и выступов на валу и детали, образующих шлицевое соединение [1 с.33].

Для соединения валов, расположенных на одной оси, служат муфты. В строительных машинах применяются, главным образом, постоянные и подвижные, сцепные, предохранительные и обгонные муфты [1, с.37; 3, с.31].

При изучении опор валов [1, с. 35; 3, с.27] следует учесть, что подшипники качения рассчитываются по условию обеспечения динамической грузоподъёмности:


где C - динамическая грузоподъёмность (постоянная радиальная для шариковых или осевая для упорных и радиально-упорных подшипников нагрузка, которую подшипник выдерживает за 106 оборотов);

Q - расчётная нагрузка на подшипник, зависящая от радиальной и осевой сил, реакции на опоре, степени нагрева опоры и других параметров;

L - суммарное число миллионов оборотов вала до появления признаков усталости в подшипнике;

 - показатель степени, равный 3,0 для шариковых и 3,33 для роликовых подшипников.

Вопросы для самопроверки

6.  Какие параметры влияют на КПД самотормозящей наклонной плоскости?

7.  Как определяется передаточное отношение в зубчатых и ременных передачах?

8.  Что такое фрикционная передача?

9.  В чём принципиальное различие конструкции фрикционных вариаторов?

10.Приведите основные кинематические параметры зубчатой прямозубой передачи.

11.Перечислите достоинства и недостатки клиноременных передач.

12.Каким образом определить диаметр звёздочки цепной передачи?

13.Объясните условия применения и конструктивные особенности червячной передачи.

14.Сделайте сравнительный анализ расчёта вала и оси.

15.Назовите предназначение муфт? Приведите примеры использования муфт и их условное графическое обозначение.

16.Какие подшипники применяют в механических передачах? Приведите методы расчёта подшипников скольжения и качения?

Тема 3. Приводы строительных машин. Ходовое оборудование. Системы управления строительными машинами (3 часа)

Приводом, называют агрегат, состоящий из двигателя и вспомогательных систем, обеспечивающих движение механизмов машины.

Однодвигательные и многодвигательные приводы нашли широкое применение в строительных машинах.

При изучении этой части темы следует обратить внимание на преимущества и недостатки однодвигательных и многодвигательных приводов строительных машин, а также иметь чёткое представление о режимах работы приводов [3, с.11-18].

Изучая гидравлические приводы строительных машин, необходимо уяснить принципиальное различие гидрообъёмных и гидродинамических передач, являющихся силовой частью гидроприводов [1, с.59; 3, с.42].

Основные виды ходового оборудования строительных машин изложены в [1, с. 69; 3,с. 51]. Так как наибольшее распространение в строительных машинах получили пневмоколёсные и гусеничные движители, рекомендуется изучить их конструктивные особенности, а так же тяговый расчёт пневмоколёсных и гусеничных машин [1, с 70; 2, с. 84; 3, с. 55].

Системы управления строительных машин разделяется на две основные группы: системы основного действия (механические и гидравлические) и приводы управления с усилителями (гидравлические, пневматические и электрические). При изучении систем управления непосредственного действия необходимо обратить внимание так же на способы увеличения усилия оператора, прикладываемого к рычагам управления [1, с. 74; 2, с.92; 3, с.57].