Программа курса и методические указания по курсу "Строительные машины", страница 2

Строительные машины относятся к группе технологических и транспортирующих машин. Например, бетономешалки, дробилки, машины для земляных работ и другие относятся к технологическим машинам; автомобили, тракторы, конвейеры и пневматические установки – к транспортирующим машинам.

Понятие машина включает в себя устройство или комплекс устройств, предназначенных для выполнения трудовых функций человека.

Простая грузоподъёмная машина – электрореверсивная лебёдка состоит их электродвигателя 7, упругой муфты 6, тормоза 5, редуктора 8, барабана 4, на который навивается стальной канат 3, блока 2 и крюка 1 (рисунок 1).

 


Лебёдка обеспечивает одну трудовую операцию – подъём (опускание) груза на крюке.

Автопогрузчик (рисунок 2а) состоит из пневмоколесного ходового устройства с передними ведущими двухскатными колесами 2 и задними управляемыми односкатными колесами б, фронтального гидравлического грузоподъемника 3 со сменным рабочим органом, противовеса 5, двигателя внутреннего сгорания 4, механической автомобильной трансмиссии механизма передвижения, гидросистемы грузоподъемника и системы управления. Противовес обеспечивает собственную и грузовую устойчивость движущегося погрузчика. Основным рабочим органом автопогрузчиков является вилочный подхват в виде двух-трех изогнутых под прямым углом стальных брусьев, которые подводятся под груз, размещенный на подкладках. Вилочный подхват подвешивается шарнирно к подъемной каретке 13 грузоподъемника (рисунок 2 б).


Грузоподъемник имеет основную раму 9, шарнирно прикрепленную к раме машины. Внутри основной рамы на катках перемещается выдвижная рама 12, вдоль направляющих которой на роликах перемещается грузовая каретка 13 с прикрепленным к ней рабочим органом 7. Каретка подвешена на двух грузовых цепях 7, которые огибают звездочки 8 на выдвижной раме 12, закрепляются на основной раме 9 и образуют двукратный полиспаст для выигрыша в скорости. При перемещении выдвижной рамы гидроцилиндром 11 вверх каретка и груз поднимаются со скоростью вдвое большей скорости штока гидроцилиндра. Основная рама грузоподъемника может отклоняться от вертикали двумя гидроцилиндрами 10 двустороннего действия: вперед "от себя" на угол до 3...50 для облегчения захвата и разгрузки груза и назад "на себя" для обеспечения устойчивого положения груза при транспортировке.

Структурно строительная машина состоит из следующих частей: двигатель, силовая передача, рабочий орган, несущая рама (платформа, шасси), механизм передвижения, механизмы управления (рисунок 3).

Механизмы передвижения у стационарных машин отсутствуют (например, у винтовых конвейеров, пневмотранспортирующих установок, дробилок и т.д.).

Машины, заменяющие ручной труд в одной операции данного технологического процесса, обеспечивают частичную механизацию строительства (например, краны обеспечивают частичную механизацию при устройстве монолитных конструкций, кровельных работ, кирпичной кладки стен и перегородок и т.д.)

Комплексная механизация строительства – это применение машин на всех этапах технологического процесса, а труд человека заключается в управлении этими машинами (земляные работы, некоторые виды штукатурных и отделочных работ и т.д.).

Вопросы для самопроверки

1.  Укажите роль машин в промышленном и гражданском строительстве.

2.  Дайте определение понятию "машина".

3.  Приведите примеры структурных схем самоходной и стационарной машины.

4.  Охарактеризуйте виды механизации и автоматизации строительного производства.

5.  Перечислите прогрессивные направления в развитии и совершенствовании строительных машин.

Тема 2. Механические передачи строительных машин. Детали передач, их соединения и опоры (6 часов).

Каждая машина состоит из механизмов. Механизм – это кинематическая цепь элементов (деталей), один из которых закреплён, а остальные совершают относительно него определённые движения.

Энергия от двигателя к органам строительных машин передаётся посредством механизмов, называемых передачами