Производительность машин
Классификация видов и норм производительности машин
При оценке экономической эффективности новых типов и модернизированных моделей машин, выборе целесообразных вариантов механизации, определении степени использования машин в строительстве различают следующие категории производительности:
а) конструктивно-расчетная, которая служит одним из показателей для оценки конструктивных качеств машины, позволяющих (наряду с другими показателями) выбрать в процессе проектирования машины наилучший вариант ее конструктивного решения;
б) техническая производительность, величина которой характеризует максимальные производственные возможности машины;
в) эксплуатационная, под которой понимается выработка машин, реально достижимая в условиях правильной эксплуатации и использования. Эксплуатационную производительность учитывают при расчете экономических показателей для оценки эффективности внедрения новых типов машин и вариантов механизации в строительстве.
Конструктивно-расчетная производительность машин
Производительность машины, определенная расчетом применительно к однозначной, чисто условной обстановке, позволяющей полностью использовать конструктивные свойства машины, называется конструктивно-расчетной. При расчете этой производительности для одноковшовых экскаваторов принимается группа грунта, разработке которого полностью соответствует при данной емкости ковша конструктивная прочность и эксплуатационная надежность всех узлов и деталей машины, обеспечивается полное использование мощности силового оборудования. При этом производственные условия принимают неизменными и однозначными: угол поворота ковша прямой лопаты 90°, высота забоя, необходимая для полного заполнения ковша; условно считается, что за один цикл экскаватор выдает плотного грунта по объему, равному емкости ковша.
При определении конструктивно-расчетной производительности полностью исключается влияние конструкции сооружения, здания и всех факторов, которые не определяются конструктивными качествами машины.
Техническая производительность машин
Техническая производительность характеризует наивысшую производительность машины за 1 ч непрерывной (чистой) работы, которая может быть достигнута в условиях наиболее совершенной организации процесса и строительства в целом работниками, полностью овладевшими всеми передовыми приемами и методами управления машиной, а также выполнения всех связанных с работой машины операций (такелажных и др.).
В значительной степени техническая производительность определяется величиной основных параметров машины (емкость ковша экскаватора, грузоподъемность крана) и конструктивными свойствами машины (расчетные скорости, максимально возможная степень совмещения движения рабочих органов и др.).
Техническую производительность рассчитывают применительно к определенной конструкции и типу сооружения (котлован, траншея, характер и размеры сборных конструкций, тип и этажность или высота здания или сооружения и т. д.) и к конкретным условиям работы (разработка определенной категории грунта в отвал или на тот или иной вид транспорта, характер расположения в рабочей зоне крана сборных элементов, угол поворота кабины экскаватора или крана и т. д.).
Техническая производительность за час чистой (непрерывной) работы рассчитывают по формулам, которые в зависимости от принципа действия машины имеют вид:
а) для машин цикличного действия
, (2.15)
б) для машин непрерывного действия при перемещении насыпных материалов сплошным сечением
, (2.16) , (2.17)
в) для машин непрерывного действия при перемещении штучных и сыпучих материалов отдельными порциями (в пакетах, сосудах, ковшах и т. д.)
, (2.18)
где в указанных формулах приняты следующие обозначения: gт— количество продукции в штуках, в объемных или весовых единицах, получаемое за один рабочий цикл машины; g’т— то же, одной порции материала, перемещаемого в пакетах, сосудах, ковшах и т. д.; tт.ц— продолжительность рабочего цикла машины в сек; для машин периодического действия, в состав цикла которых входят ручные операции (например, операции строповки, расстроповки и наводки при использовании монтажных кранов), продолжительность этих операций должна быть учтена в составе цикла (см. § 4. гл I разд. V); v—скорость движения рабочего органа машины, м/сек; F—расчетная площадь сечения перемещаемого материала, м2; g — объемный вес материала, т/м3; а — расстояния между отдельными порциями материала, зависящие от конструкции машины (расстояние между ковшами ковшового транспортера) или от условий наиболее совершенной организации загрузки машины, м. Значения gт ,g'т, tт.ц и другие величины определяют как результат изучения приемов работы новаторов и передовиков производства и проверяют расчетом, исходя из конструктивной характеристики машины и свойств предметов труда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.