В строительстве все еще есть значительное количество избыточной техники. Использование режимного времени основных машин, как установлено исследованиями, составляет примерно 30— 45%.
Данные табл. 1 показывают, что удельный вес машин с истекшим сроком службы значительно выше, чем избыточное количество рабочих машин. Все это свидетельствует: степень износа строительной техники высока. В некоторых управлениях механизации она достигает 70—75%. Степень износа ОПФ в целом возросла с 37% в 1995 г. до 44,6% в 2000 г. Показатели обновления ОПФ упали с 11,8% в 1990 г. до 1,2% в 1999 г., выбытия техники из строя снизились соответственно с 5,2 до 1,5%. Амортизационные отчисления в подрядных строительных организация уменьшились за те же годы с 7,3 до 2,9%.
Таблица 1
Показатели |
Данные за 1990 г. 1999 г. |
% снижения в 1999 г. в сравнении с 1990 г. |
Избыток техники в 1999 г. тыс. шт./% |
Удельный вес машин с истекшим сроком службы, % |
|
Объем выполненных строительно-монтажных работ, % |
100 |
33 |
67 |
||
Строительные машины, тыс. шт.: экскаваторы |
66,5 |
28,4 |
57,3 |
6,4 /22,5 |
37,6 |
бульдозеры |
68,3 |
27,8 |
59,3 |
5,3/19,1 |
47,3 |
Краны: башенные |
21,7 |
10,8 |
50,2 |
3,6 /16,6 |
54,2 |
автомобильные |
56,1 |
22,9 |
59,2 |
4,4 /19,2 |
35,6 |
пневмоколесные |
14,1 |
5,9 |
58,2 |
1,2 /20,3 |
48,6 |
гусеничные |
15,65 |
8,4 |
46,3 |
3,2 /38,1 |
58,4 |
Корни этого явления прежде всего следует искать в процессе формирования средств на реновацию. Такие средства аккумулируются за счет амортизационных отчислений и прибыли, объемы которых незначительны. В период перехода к рыночным отношениям произошли резкие изменения в экономике строительства и методах хозяйствования строительных организаций. Основные производственные фонды, выкупленные у государства по заниженным ценам, перешли в руки строительных фирм. Страну захлестнула гиперинфляция, вызвавшая глубокий экономический кризис. В строительстве резко снизилась инвестиционная активность (объем инвестиций в 2000 г. по сравнению с 1990 г. составил 26%). Переход на новую форму ценообразования строительной продукции вызвал деформирование сметной нормативной базы в сторону занижения реальной стоимости строительства. В условиях чрезмерной налоговой нагрузки и сокращения объемов работ многие строительные организации практически стали работать «на выживание», а на покрытие заработной платы использовали даже амортизационные средства.
В 1999 г. по сравнению с 1990 г. рентабельность строительного производства уменьшилась в 3 раза, а это означает, что прибыль на 1 руб. затрат на подрядных работах сократилась с 18,2 коп. до 6,6 коп.
В последние годы в России стали приобретать импортную строительную технику, которая по ряду параметров превосходит отечественную. В 1999 г. импортная техника в общем ее количестве составляла (в %): одноковшовые экскаваторы — 19,2, бульдозеры — 12,2, скреперы — 32,2, краны башенные — 9,7, автомобильные — 12, пневмоколесные — 27,3, гусеничные — 34,4.
Сейчас большинство парков механизации нуждается в переформировании. Назрела необходимость укрупнить производственные подразделения фирм механизации, рационализировать аппарат управления, освободиться от изношенной техники и избыточных площадей, занимаемых базами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.