Виды ОПФ |
Удельный вес ОПФ, % |
|||||||
1975 г. |
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
1992 г. |
1994 г. |
1995 г. |
99 |
|
Всего ОПФ в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
здания |
19,7 |
21,8 |
22,9 |
30 |
25,5 |
23,4 |
29,8 |
58 |
сооружения |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
8 |
11,2 |
32 |
35,8 |
|
передаточные устройства |
1,6 |
1,2 |
1,1 |
1,6 |
1,7 |
1,4 |
1,4 |
|
машины и оборудование |
51,8 |
49,1 |
48,8 |
42,1 |
42,4 |
28,2 |
22 |
28 |
транспортные средства |
17,9 |
19 |
18,2 |
16,1 |
17 |
13,1 |
9,3 |
12 |
инструмент и производственный инвентарь |
2,1 |
2 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
1,9 |
1,7 |
2 |
Из-за низкой покупательной способности строительных организаций сократились выпуск и потребление строительных и дорожных машин (СДМ), оборудования, средств малой механизации, спецавтотранспорта. В структуре основных производственных фондов снижается доля активной части — машин, оборудования и транспортных средств. В 1975 г. она составила 51,8%, а в 1995 г. ее величина упала до 22% /ЭС №3, 98/.
Парк машин морально и физически стареет. По данным Госстроя России, степень обновления парка машин снизилась до 1,5-2% в год при норме 8-12%, при этом на обновление и техническое перевооружение парка СДМ требуется на ближайшие 3-4 года около 9 трлн. руб. инвестиционных ресурсов. По данным Госкомстата России, сумма амортизационных отчислений за 1995 г. на эти цели составила только 1,1 трлн. руб. Необходимы дополнительные источники финансирования.
Капитальные вложения, требуемые для поддержания и развития механизации строительных работ, включают затраты не только на приобретение машин, но и на техническое перевооружение производственных эксплуатационных баз СДМ, на формирование оборотных средств предприятий. Ведь удельный вес затрат на ремонт и техническое обслуживание достигает нередко 40% всей совокупности эксплуатационных расходов.
Так, из-за кризиса неплатежей уровень потребления техники строителями сократился за последнее время в 4-6 раз, а степень обновления парка машин сократилась до 1,5-2% в год (при норме 8-12%). Это привело к старению парка машин в строительстве, в составе которого эксплуатируется до 40% машин с истекшим сроком службы /СДМ. №.1, 99/.
В результате, отечественное строительно-дорожное машиностроение значительно ослабило свои позиции на внутреннем рынке и большая часть потребности в новых видах средств механизации удовлетворяется за счет импорта. Только за последний год удельный вес машин зарубежного производства в общем парке строительной техники увеличился в среднем с 16 до 20%.
Строительная техника является активной частью основных производственных фондов (ОПФ). В 1999 г. от всего объема ОПФ стоимость машин и оборудования составила 28%, транспортных средств — 12, производственного и хозяйственного инвентаря — 2, зданий и сооружений — 58% [МС. № 7. 2002, во65].
В связи со спадом инвестиционной активности, объем основной строительной техники, находящейся в эксплуатации, постоянно снижается. Однако это снижение неадекватно снижению объемов выполняемых строительно-монтажных работ (см. таблицу).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.