Основные производственные фонды. Показатели использования основных фондов. Основные пути улучшения использования основных производственных фондов, страница 2

Виды ОПФ

Удельный вес ОПФ, %

1975 г.

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1992 г.

1994 г.

1995 г.

99

Всего ОПФ в том числе:

100

100

100

100

100

100

100

здания

19,7

21,8

22,9

30

25,5

23,4

29,8

58

сооружения

6,9

6,9

6,9

8

11,2

32

35,8

передаточные устройства

1,6

1,2

1,1

1,6

1,7

1,4

1,4

машины и оборудование

51,8

49,1

48,8

42,1

42,4

28,2

22

28

транспортные средства

17,9

19

18,2

16,1

17

13,1

9,3

12

инструмент и производственный

инвентарь

2,1

2

2,1

2,2

2,2

1,9

1,7

2

Из-за низкой покупательной способности строительных организаций сократились выпуск и потребление строительных и дорожных машин (СДМ), оборудования, средств малой механизации, спецавтотранспорта. В структуре основных производственных фондов снижается доля активной части — машин, оборудования и транспортных средств. В 1975 г. она составила 51,8%, а в 1995 г. ее величина упала до 22% /ЭС №3, 98/.

Парк машин морально и физически стареет. По данным Гос­строя России, степень обновления парка машин снизилась до 1,5-2% в год при норме 8-12%, при этом на обновление и техни­ческое перевооружение парка СДМ требуется на ближайшие 3-4 года около 9 трлн. руб. инвестиционных ресурсов. По данным Госкомстата России, сумма амортизационных отчислений за 1995 г. на эти цели составила только 1,1 трлн. руб. Необходимы дополни­тельные источники финансирования.

Капитальные вложения, требуемые для поддержания и разви­тия механизации строительных работ, включают затраты не только на приобретение машин, но и на техническое перевооружение производственных эксплуатационных баз СДМ, на формирование оборотных средств предприятий. Ведь удельный вес затрат на ремонт и техническое обслуживание достигает нередко 40% всей совокупности эксплуатационных расходов.

Так, из-за кризиса неплатежей уровень потребления техники строителями сократился за последнее время в 4-6 раз, а степень обновления парка машин сократилась до 1,5-2% в год (при норме 8-12%). Это привело к старению парка машин в строительстве, в составе которого эксплуатируется до 40% машин с истекшим сроком службы /СДМ. №.1, 99/.

В результате, отечественное строительно-дорожное машиностроение значительно ослабило свои позиции на внутреннем рынке и большая часть потребности в новых видах средств механизации удовлетворяется за счет импорта. Только за последний год удельный вес машин зарубежного производства в общем парке строительной техники увеличился в среднем с 16 до 20%.

Строительная техника является активной частью основных произ­водственных фондов (ОПФ). В 1999 г. от всего объема ОПФ сто­имость машин и оборудования со­ставила 28%, транспортных средств — 12, производственного и хозяйственного инвентаря — 2, зданий и сооружений — 58% [МС. № 7. 2002, во65].

В связи со спадом инвестици­онной активности, объем основной строительной техники, находящей­ся в эксплуатации, постоянно сни­жается. Однако это снижение не­адекватно снижению объемов вы­полняемых строительно-монтаж­ных работ (см. таблицу).