Дейдвудное устройство состоит из дейдвудных подшипников, уплотнений и трубы, гребного (или дейдвудного) вала, систем смазки и охлаждения и прибора для замера просадки гребного вала. Классифицируют эти устройства по числу, месту расположения и типу подшипников (качения и скольжения), на которые опирается гребной вал: /10/
а) с двумя дейдвудными подшипниками;
б) с двумя дейдвудными подшипниками и одним выносным (рисунок 9.1);
в) с одним дейдвудным подшипником и одним выносным.
Рисунок 9.1 – Дейдвудное устройство с двумя дейдвудными подшипниками и одним выносным (не показан):
1– отверстия для микрометра; 2 – яблоко ахтерштевня с дейдвудной трубой (вварной конструкции); 3 – гребной вал; 4, 5 – кормовой и носовой дейдвудные бакаутовые подшипники; 6 – сальник гребного вала
Дейдвудную стальную трубу выполняют литой, лито-сварной, кованой и ковано-сварной. Ее заводят в корпус судна с носа или с кормы судна и крепят к корпусу сваркой или фланцами на шпильках.
Подшипники качения в качестве дейдвудных применяются редко (преимущественно для валов малого диаметра). Обычно используются подшипники скольжения с неметаллическими и металлическими вкладышами. Неметаллический подшипник изготовляют, как правило, из бакаута, обладающего хорошими антифрикционными свойствами. Этот материал представляет собой плотную и твердую древесину гваякового дерева (Южная Америка) с косым переплетением волокон. В связи с дефицитом бакаута широко используются его заменители: древесно-слоистые пластики, текстолиты, термопластические материалы (капролон, капрографит), наборы из резинометаллических и резиноэбонитовых сегментов. /10/
Дейдвудный подшипник представляет собой латунную или бронзовую втулку, устанавливаемую в трубе с небольшим натягом и фиксируемую дополнительно. Внутреннюю поверхность втулки облицовывают бакаутом (рисунок 9.2) или его заменителем в виде вкладышей сегментной формы. Их набирают по схеме «бочка» или «ласточкин хвост». Нижние вкладыши из бакаута имеют торцевое расположение волокон (износостойкость выше), а верхние – продольное. Чем меньше вкладышей (особенно по схеме «бочка»), тем прочнее выполнен набор. Неметаллические подшипники смазываются и охлаждаются забортной водой.
Рисунок 9.2 – Подшипник с набором бакаута: 1 – дейдвудная втулка; 2, 5 – вкладыши бакаутовые торцевой и долевой; 3, 6 – вкладыши бакаутовые клиновые (из двух половин); 4 – планка упорная; 7 – винт; 8 – бакаутовые вкладыши; 9 – облицовка гребного вала |
Рисунок 9.3 – Дейдвудное уплотнение типа «Симплекс-компакт»: а – кормовое; б – носовое; в – бульбообразная манжета; 1 – гребной вал; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – гребной винт; 4 – прокладка; 5 – втулка; 6 – крышка; 7 – витоновые манжеты бульбообразной формы; 8 – корпус; 9 – дейдвудная труба; 10 – масловвод; 11 – кольцо; 12 – пружина |
В дейдвудных металлических подшипниках применяют чугунные втулки с заливкой их внутренних поверхностей высокооловянным баббитом и охлаждаемых маслом. Эти подшипники выдерживают большие давления: 0,7-10 МПа (против 0,2-0,3 МПа у неметаллических), что обусловливает их меньшую длину и отсутствие облицовки гребного вала, так как кольцевой объем между трубой и валом заполнен маслом.
В связи с применением масла конструкция должна быть такой, чтобы предотвращались его утечки и, следовательно, возможная авария подшипников. Таким требованиям отвечают уплотнения типа «Симплекс-компакт» (рисунок 9.3). В кормовом уплотнении установлены три манжеты, две из которых предотвращают попадание забортной воды, а одна – утечки масла; в носовом уплотнении предусмотрены две манжеты. Уплотнение осуществляется но наружной поверхности втулок прижимом манжет кольцами и под действием давления масла в системе, которое превышает давление забортной воды на 0,02-0,03 МПа. Наружная манжета кормового уплотнения прижимается к втулке под действием гидростатического давления забортной воды. Втулку носового уплотнения крепят к кольцу, состоящему из двух половин и установленному с натягом на гребном валу. Уплотнения этого типа применяют на крупнотоннажных судах с большой осадкой. Конструкция подшипника кронштейна аналогична конструкции дейдвудного подшипника с водяной системой охлаждения и смазки.
Переборочные уплотнения вала, проходящего через водонепроницаемые переборки, представляют собой сальник с просаленной пеньковой набивкой (рисунок 9.4). /10/
Рисунок 9.4 – Переборочное уплотнение
1– переборка; 2 – корпус; 3 – масленка; 4 – кольцо; 5 – гайка;
6 – набивка; 7 – грундбукса; 8 – вал
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.