Устройство дейдвудной трубы одновинтового судна с бакаутовыми вкладышами показано на рисунок 9.5. Вкладыши, состоящие из отдельных планок 4, набираемых «в бочку», закреплены во втулках 2 и 6, которые вставлены в стальную сварную дейдвудную трубу 5. Наиболее нагруженная нижняя половина вкладышей набирается из планок бакаута, волокна которых расположены торцом к валу, а верхняя, менее нагруженная – из планок с волокнами, размещенными вдоль вала. Планки бакаута удерживаются во втулках 2 и 6 двумя стальными стопорными планками 11, установленными в горизонтальной плоскости. /7/
Рисунок 9.5 – Устройство дейдвудной трубыи уплотняющего устройства одновинтового судна
Кормовая часть дейдвудной трубы закреплена в яблоке ахтерштевня 3 посредством стопорного кольца (гайки). Чтобы вода не проникала под втулки подшипника, между дейдвудной трубой и корпусом установлены резиновые кольца 10. Предохранение элементов валопровода от электрохимической коррозии обеспечивается протекторами 1.
Носовая часть дейдвудной трубы крепится гайкой 8 и шпильками к приварышу 7. Уплотнение дейдвудной трубы от протечек воды в туннель валопровода производится поджатием мягкой пеньковой набивки 14 сальника 9, поджимаемого при помощи подвижного устройства 15. Смазка подшипников осуществляется отфильтрованной забортной водой, подаваемой через трубу 13.
В зимнее время и при плавании судна во льдах вода в дейдвудной трубе может замерзнуть, что приведет к заклиниванию валопровода. Поэтому наружная сторона дейдвудной трубы обогревается змеевиками, в которые подается пар или горячая вода. Приведенная конструкция дейдвудного устройства не позволяет произвести осмотр гребного вала без докования судна, что особенно важно для крупнотоннажных судов, постановка которых в док возможна лишь в ограниченном числе портов. Поэтому для таких судов предложены новые конструкции дейдвудных устройств туннельного типа, которые дают возможность осуществлять ремонт и демонтаж дейдвудного подшипника и его уплотнений без демонтажа гребного вала и снятия винта при нахождении судна на плаву. Подобное дейдвудное устройство типа «Гласир Герберт» для гребных валов диаметром более 500 мм показано на рисунок 9.6. /7/
Рисунок 9.6 – Дейдвудное устройство «Гласир Герберт»
Дейдвудный подшипник 10 с баббитовыми вкладышами состоит из двух половин. Кормовым концом он крепится к сферическому составному кольцу 11, вставленному в гнездо опорной втулки 4, а носовым к массивному фланцу 9, закрепленному во втулке 14. Положение подшипника фиксируется четырьмя болтами 13. Опорные втулки смонтированы внутри конической трубы 5 и составляют как бы часть набора корпуса судна. Функции носового дейдвудного подшипника выполняет опорный подшипник 8.
Гребной винт 2 посредством шпилек соединяется внутренним фланцем с наружным фланцем 17 гребного вала 16. Пространство 15 вокруг подшипника заполняется маслом, утечки которого наружу и внутрь корпуса предотвращаются уплотнениями 7 и 12. Водоизмещающий обтекатель 1, заполненный пенопластом 18, имеет положительную плавучесть.
При разборке подшипника на плаву судна сначала удаляется масло из пространства 15 и приводятся в действие вспомогательные надувные уплотнения 3, предотвращающие попадание забортной воды. Отдаются болты 13 и подшипник с помощью временно устанавливаемых гидравлических домкратов передвигается в нос до тех пор, пока фланец 9 не выйдет из носовой втулки 14. После этого носовой и кормовой концы подшипника подвешиваются в Т-образной балке 6, с помощью которой он перемещается в положение, показанное на рисунок 9.6. Сборку подшипника производят в обратном порядке.
Подобная конструкция дейдвудного устройства повышает надежность валопровода в результате уменьшения изгиба и замены конического шпоночного соединения фланцевым, обеспечивающим быструю замену винта. /9/
Дейдвудные трубы могут изготовляться вварными или вкладными. В первом случае труба вваривается в корпус судна, во втором случае она изготовляется со специальным фланцем и заводится в корпус судна с кормы или с носа. Фланцы вкладных дейдвудных труб крепятся болтами или шпильками и уплотняются парусиновой прокладкой с применением свинцово-суричного грунта.
Вкладные дейдвудные трубы изготовляются литыми, сварно-литыми или кованосварными.
Минимальная толщина стенки вварной дейдвудной трубы принимается обычно равной 0,05 - 0,1 диаметра гребного вала по облицовке, для вставных дейдвудных труб указанные соотношения увеличивают соответственно до 0,08 - 0,15.
Дейдвудные трубы в районе размещения сальниковой набивки рекомендуется защищать рубашками из латуни или другого материала, обладающего коррозионной устойчивостью к воздействию морской воды.
Для защиты стальных поверхностей дейдвудного устройства и кормовой оконечности судна от коррозии следует предусматривать в этом районе протекторную защиту.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.