Классификация дейдвудных устройств судна, страница 2

Устройство дейдвудной трубы одновинтового судна с бакаутовыми вкладышами показано на рисунок 9.5. Вкладыши, состоящие из отдельных планок 4, набираемых «в бочку», закреплены во втул­ках 2 и 6, которые вставлены в стальную сварную дейдвудную трубу 5. Наиболее нагруженная нижняя половина вкладышей наби­рается из планок бакаута, волокна которых расположены торцом к валу, а верхняя, менее нагруженная – из планок с волокнами, размещенными вдоль вала. Планки бакаута удерживаются во втул­ках 2 и 6 двумя стальными стопорными планками 11, установленными в горизонтальной плоскости. /7/

Рисунок 9.5 – Устройство дейдвудной трубыи уплотняющего устройства одновинтового судна

 


Кормовая часть дейдвудной трубы закреплена в яблоке ахтерштевня 3 посредством стопорного кольца (гайки). Чтобы вода не проникала под втулки подшипника, между дейдвудной трубой и корпусом установлены резиновые кольца 10. Предохранение элементов валопровода от электрохимической коррозии обеспечивается протекторами 1.

Носовая часть дейдвудной трубы крепится гайкой 8 и шпиль­ками к приварышу 7. Уплотнение дейдвудной трубы от протечек воды в туннель валопровода производится поджатием мягкой пень­ковой набивки 14 сальника 9, поджимаемого при помощи подвиж­ного устройства 15. Смазка подшипников осуществляется отфильтро­ванной забортной водой, подаваемой через трубу 13.

В зимнее время и при плавании судна во льдах вода в дейдвудной трубе может замерзнуть, что приведет к заклиниванию валопровода. Поэтому наружная сторона дейдвудной трубы обогревается змеевиками, в которые подается пар или горячая вода. Приведенная конструкция дейдвудного устройства не позволяет произвести осмотр гребного вала без докования судна, что осо­бенно важно для крупнотоннажных судов, постановка которых в док возможна лишь в ограниченном числе портов. Поэтому для таких судов предложены новые конструкции дейдвудных устройств туннельного типа, которые дают возможность осуществлять ремонт и демонтаж дейдвудного подшипника и его уплотнений без демон­тажа гребного вала и снятия винта при нахождении судна на плаву. Подобное дейдвудное устройство типа «Гласир Герберт» для гребных валов диаметром более 500 мм показано на рисунок 9.6. /7/

Рисунок 9.6 – Дейдвудное  устройство  «Гласир  Герберт»

Дейдвудный подшипник 10 с баббитовыми вкладышами состоит из двух половин. Кормовым концом он крепится к сферическому составному кольцу 11, вставленному в гнездо опорной втулки 4, а носовым к массивному фланцу 9, закрепленному во втулке 14. Положение подшипника фиксируется четырьмя болтами 13. Опорные втулки смонтированы внутри конической трубы 5 и составляют как бы часть набора кор­пуса судна. Функции носового дейдвудного подшипника выполняет опорный подшипник 8.

Гребной винт 2 посредством шпилек соединяется внутренним фланцем с наружным фланцем 17 гребного вала 16. Пространство 15 вокруг подшипника заполняется маслом, утечки которого наружу и внутрь корпуса предотвращаются уплотнениями 7 и 12. Водоизмещающий обтекатель 1, заполненный пенопластом 18, имеет поло­жительную плавучесть.

При разборке подшипника на плаву судна сначала удаляется масло из пространства 15 и приводятся в действие вспомогательные надувные уплотнения 3, предотвращающие попадание забортной воды. Отдаются болты 13 и подшипник с помощью временно уста­навливаемых гидравлических домкратов передвигается в нос до тех пор, пока фланец 9 не выйдет из носовой втулки 14. После этого носо­вой и кормовой концы подшипника подвешиваются в Т-образной балке 6, с помощью которой он перемещается в положение, пока­занное на рисунок 9.6. Сборку подшипника производят в обратном порядке.                                                                

Подобная конструкция дейдвудного устройства повышает надеж­ность валопровода в результате уменьшения изгиба и замены кони­ческого шпоночного соединения фланцевым, обеспечивающим быст­рую замену винта. /9/

Дейдвудные трубы мо­гут изготовляться вварными или вкладными. В первом случае труба вваривается в корпус судна, во втором случае она изго­товляется со специальным фланцем и заводится в корпус судна с кормы или с носа. Фланцы вкладных дейдвудных труб крепятся болтами или шпильками и уплотняются парусиновой прокладкой с применением свинцово-суричного грунта.

Вкладные дейдвудные трубы изготовляются литыми, сварно-литыми или кованосварными.

Минимальная толщина стенки вварной дейдвудной трубы при­нимается обычно равной 0,05 - 0,1 диаметра гребного вала по облицовке, для вставных дейдвудных труб указанные соотноше­ния увеличивают соответственно до 0,08 - 0,15.

Дейдвудные трубы в районе размещения сальниковой набивки рекомендуется защищать рубашками из латуни или другого мате­риала, обладающего коррозионной устойчивостью к воздействию морской воды.

Для защиты стальных поверхностей дейдвудного устройства и кормовой оконечности судна от коррозии следует предусматри­вать в этом районе протекторную защиту.