1. Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой
расчет привода
Определяем мощность на валу рабочей машины P4 ,Вт по следующей формуле:
,
где F- тяговое усилие, H
v- скорость тяговой цепи, м/с
Определяем общий КПД привода:
,
где
– общий КПД привода;
– КПД открытой ременной
передачи;
– КПД закрытой
цилиндрически зубчатой передачи;
– КПД пары подшипников
качения;
– КПД муфты;
– КПД пары подшипников
скольжения.
По таблице 2.2 [1] назначаем следующие значения КПД
элементов привода:
.
.
Определяем требуемую мощность электродвигателя
, Вт:
,
где
– мощность на валу рабочей машины, Вт.
.
Определяем
частоту вращения вала рабочей машины
:
![]()
где D- диаметр тяговой звездочки, м

![]()
Определяем общее передаточное число привода
:
,
где
– предварительное значение передаточного
числа открытой ременной передачи;
– предварительное значение передаточного
числа закрытой зубчатой
передачи.
По таблице 2.3 [1] предварительно назначаем
передаточное число ременной передачи
;
передаточное число цепной передачи
.
.
Определяем требуемую частоту вращения вала электродвигателя:
,
где
– требуемая частота вращения вала
электродвигателя, об/мин;
– частота вращения вала
рабочей машины, об/мин.
.
По найденным значениям
и
по таблице К9 [1] выбираем
электродвигатель 4АМ132M8У3,
мощность которого
кВт,
частота вращения вала
об/мин.
Уточняем общее передаточное число привода и отдельных его ступеней:
,
.
Принимаем передаточное число червячной передачи
. Уточняем передаточное число цепной
передачи:
;
.
Определяем частоты вращения
,
об/мин, и угловые скорости
, рад/с, валов привода:
;
;
;
;
;
;
;
;
;
Определяем мощности
, Вт, на
валах привода:
;
;
;
.
Определяем крутящие моменты
,
Н·м, на валах привода:
;
;
;
;
.
Результаты расчета кинематических и силовых параметров привода сводим в таблицу 1. Данные параметры являются исходными данными для проектного расчета закрытой червячной и открытой цепной передач
Таблица 1 – Кинематические и силовые параметры привода
|
Передача |
Передаточное число
|
Частота вращения, об/мин |
Угловая скорость, рад/с |
Мощность, КВт |
Крутящий момент, Н·м |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Ременная |
3,04 |
705 |
231,9 |
73,8 |
24,3 |
5,5 |
5,2 |
74,5 |
216,02 |
|
Цил. зубчатая |
5 |
231,9 |
46,2 |
24,3 |
4,85 |
5,2 |
5,02 |
216,02 |
1035,8 |
2. Выбор материалов зубчатых передач. Определение допускаемых напряжений
По таблице 3.5 /1,с.54/ определяем материал.
В зависимости от мощности выбираем в качестве зубчатых колес сталь 40Х:
для шестерни– термообработка: улучшение + закалка ТВЧ;
для колеса – термообработка: улучшение.
Механические характеристики материалов зубчатых колес записываем в таблицу 2.
Таблица 2 Механические характеристики материалов зубчатой передачи
|
Элемент передачи |
Марка стали |
Dпред |
Термообработка |
HRCЭ1ср НВ2ср |
[s]H Н/мм2 |
[s]F Н/мм2 |
|
Sпред |
||||||
|
Колесо |
40Х |
125 |
У |
47,5 |
652,135 |
150,97 |
|
Шестерня |
40Х |
80 |
У+ТВЧ |
285,5 |
494,615 |
187,32 |
Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни [s]H1 и колеса [s]H2
Рассчитываем коэффициент долговечности КHL:
,
где
- число циклов переменных напряжений соответствующие пределу;
N – число циклов переменных напряжений за весь срок службы.
![]()
где
- срок службы привода.
![]()
где
- срок
службы привода, лет;
– коэффициент
годового использования,
,
,
где
– число смен,


![]()
![]()
![]()
Число циклов
переменных напряжений
, соответствующее пределу выносливости, находим по
табл.3.3 /1,с.51/:
![]()
![]()



По табл.3.1 /1,с.49/ определяем допускаемое контактное
напряжение [s]HО, соответствующее
числу циклов переменных напряжений
:
![]()
– для шестерни,
![]()
- для
колеса
Определяем допускаемое контактное напряжение
:
![]()
– для шестерни,
- для
колеса.
![]()
.
При этом условии
![]()
соблюдается.
Определение
допускаемых напряжений изгиба
Н/мм2,

Где
- число
циклов переменных напряжений для всех
сталей,
соответствующее пределу выносливости,


По табл.3.1 /1,с.49/ определяем допускаемое напряжение
изгиба, соответствующее числу циклов переменных напряжений
:
для шестерни [s]FО1=310 Н/мм2 в предположении, что m<3 мм;
для колеса ![]()
![]()
Определяем допускаемое напряжение изгиба
![]()
– для
шестерни;
для колеса.
3. Проектный расчет закрытой зубчатой передачи
Определяем
межосевое расстояние ![]()

где
вспомогательный коэффициент;
коэффициент ширины венца колеса;
коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.

Принимаем
межосевое расстояние
= 200 мм, округлив до ближайшего значения из ряда
нормальных линейных размеров.
Определяем модуль зацепления m, мм:
![]()
![]()
Определяем делительный диаметр колеса d2, мм;


Определяем
ширину венца колеса
мм:
![]()
![]()
Значения модуля m округляем до стандартного: m=3.
Определяем угол наклона
зубьев для косозубой передачи
мм:


![]()
Определяем
суммарное число зубьев шестерни и колеса для косозубой передачи
:


![]()
Уточнить действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач:

![]()
Определяем
числа зубьев шестерни
и
косозубой передачи:
![]()

Округляем
до ближайшего целого числа:
![]()
![]()
![]()
Определим
фактическое передаточное число
и проверить его отклонение
от
заданного u:




Определить фактическое межосевое расстояние:


Определяем основные геометрические параметры передачи:
Делительный диаметр:
![]()

![]()

Диаметр вершины зубьев ,мм:
![]()
![]()
![]()
![]()
Диаметр впадин зубьев, мм:
![]()
![]()
![]()
![]()
Ширина венца:
![]()
![]()
Проверочный расчет
Проверит
межосевое расстояние
:


Проверка контактных напряжений:

где K – вспомогательный коэффициент (для косозубой передачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.