1. Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой
расчет привода
Определяем мощность на валу рабочей машины P4 ,Вт по следующей формуле:
,
где F- тяговое усилие, H
v- скорость тяговой цепи, м/с
Определяем общий КПД привода:
,
где – общий КПД привода;
– КПД открытой ременной передачи;
– КПД закрытой цилиндрически зубчатой передачи;
– КПД пары подшипников качения;
– КПД муфты;
– КПД пары подшипников скольжения.
По таблице 2.2 [1] назначаем следующие значения КПД элементов привода: .
.
Определяем требуемую мощность электродвигателя , Вт:
,
где – мощность на валу рабочей машины, Вт.
.
Определяем частоту вращения вала рабочей машины :
где D- диаметр тяговой звездочки, м
Определяем общее передаточное число привода :
,
где – предварительное значение передаточного числа открытой ременной передачи;
– предварительное значение передаточного числа закрытой зубчатой
передачи.
По таблице 2.3 [1] предварительно назначаем передаточное число ременной передачи ; передаточное число цепной передачи .
.
Определяем требуемую частоту вращения вала электродвигателя:
,
где – требуемая частота вращения вала электродвигателя, об/мин;
– частота вращения вала рабочей машины, об/мин.
.
По найденным значениям и по таблице К9 [1] выбираем электродвигатель 4АМ132M8У3, мощность которого кВт, частота вращения вала об/мин.
Уточняем общее передаточное число привода и отдельных его ступеней:
,
.
Принимаем передаточное число червячной передачи . Уточняем передаточное число цепной передачи:
;
.
Определяем частоты вращения , об/мин, и угловые скорости , рад/с, валов привода:
;
; ;
; ;
; ;
; ;
Определяем мощности , Вт, на валах привода:
;
;
;
.
Определяем крутящие моменты , Н·м, на валах привода:
;
;
;
;
.
Результаты расчета кинематических и силовых параметров привода сводим в таблицу 1. Данные параметры являются исходными данными для проектного расчета закрытой червячной и открытой цепной передач
Таблица 1 – Кинематические и силовые параметры привода
Передача |
Передаточное число |
Частота вращения, об/мин |
Угловая скорость, рад/с |
Мощность, КВт |
Крутящий момент, Н·м |
||||
Ременная |
3,04 |
705 |
231,9 |
73,8 |
24,3 |
5,5 |
5,2 |
74,5 |
216,02 |
Цил. зубчатая |
5 |
231,9 |
46,2 |
24,3 |
4,85 |
5,2 |
5,02 |
216,02 |
1035,8 |
2. Выбор материалов зубчатых передач. Определение допускаемых напряжений
По таблице 3.5 /1,с.54/ определяем материал.
В зависимости от мощности выбираем в качестве зубчатых колес сталь 40Х:
для шестерни– термообработка: улучшение + закалка ТВЧ;
для колеса – термообработка: улучшение.
Механические характеристики материалов зубчатых колес записываем в таблицу 2.
Таблица 2 Механические характеристики материалов зубчатой передачи
Элемент передачи |
Марка стали |
Dпред |
Термообработка |
HRCЭ1ср НВ2ср |
[s]H Н/мм2 |
[s]F Н/мм2 |
Sпред |
||||||
Колесо |
40Х |
125 |
У |
47,5 |
652,135 |
150,97 |
Шестерня |
40Х |
80 |
У+ТВЧ |
285,5 |
494,615 |
187,32 |
Определяем допускаемые контактные напряжения для зубьев шестерни [s]H1 и колеса [s]H2
Рассчитываем коэффициент долговечности КHL:
,
где - число циклов переменных напряжений соответствующие пределу;
N – число циклов переменных напряжений за весь срок службы.
где - срок службы привода.
где - срок службы привода, лет;
– коэффициент годового использования,
,
,
где – число смен,
Число циклов переменных напряжений, соответствующее пределу выносливости, находим по табл.3.3 /1,с.51/:
По табл.3.1 /1,с.49/ определяем допускаемое контактное напряжение [s]HО, соответствующее числу циклов переменных напряжений :
– для шестерни,
- для колеса
Определяем допускаемое контактное напряжение :
– для шестерни,
- для колеса.
.
При этом условии
соблюдается.
Определение допускаемых напряжений изгиба Н/мм2,
Где - число циклов переменных напряжений для всех сталей,
соответствующее пределу выносливости,
По табл.3.1 /1,с.49/ определяем допускаемое напряжение изгиба, соответствующее числу циклов переменных напряжений:
для шестерни [s]FО1=310 Н/мм2 в предположении, что m<3 мм;
для колеса
Определяем допускаемое напряжение изгиба
– для шестерни;
для колеса.
3. Проектный расчет закрытой зубчатой передачи
Определяем межосевое расстояние
где вспомогательный коэффициент;
коэффициент ширины венца колеса;
коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба.
Принимаем межосевое расстояние = 200 мм, округлив до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров.
Определяем модуль зацепления m, мм:
Определяем делительный диаметр колеса d2, мм;
Определяем ширину венца колеса мм:
Значения модуля m округляем до стандартного: m=3.
Определяем угол наклона зубьев для косозубой передачи мм:
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса для косозубой передачи :
Уточнить действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач:
Определяем числа зубьев шестерни и косозубой передачи:
Округляем до ближайшего целого числа:
Определим фактическое передаточное число и проверить его отклонение от заданного u:
Определить фактическое межосевое расстояние:
Определяем основные геометрические параметры передачи:
Делительный диаметр:
Диаметр вершины зубьев ,мм:
Диаметр впадин зубьев, мм:
Ширина венца:
Проверочный расчет
Проверит межосевое расстояние :
Проверка контактных напряжений:
где K – вспомогательный коэффициент (для косозубой передачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.