«Ласточки пропали» - гениально просто. Это конкретные, точные приметы осени и даны не холодно объективно, а пронизаны настроением осенней тоски. Ее испытывает не только поэт, но и все окружающее. Это особенно видно в конце. Финал стихотворения всегда самая ударная часть, главная часть. Если стихотворение логическое, то конец – вывод, если любовная лирика, то формула любви. У Фета в финале – ощущения, образ, который как бы впитывает в себя все чувства, образ-символ – перекати-поле.
Зима дарит неожиданные радости. Это холодная красота и грустный праздник. «Печальная береза у моего окна».
Весна – это почти землетрясение, взрыв, это новое рождение мира и человека. Время, когда человек задыхается от счастья. Вместе с весной пробуждается способность к любви и жажда творчества.
«Я пришел к тебе с приветом»: нарастание света, интонация «взахлеб». Это стихотворение о состоянии перед минутой творчества, это избыток творческих сил, он может охватить весь мир.
«Это утро, радость эта»: счастье весны переходит в томление лета. В конце лета испытываешь усталость.
Любовная лирика Фета очень неоднородна. Это стихотворения подчеркнуто разной тональности. 1) Это любовь как продолжение весны, природы. В стихотворениях 3 героя: он, она и красота мира. Она, героиня, не имеет не только имени (как во всей поэзии), но и характера, потому что она сливается с природой. Чувство человека накладываются на восприятия природы. В ней нет психологического портрета, индивидуальной характеристики, важны лишь переживания, причем, даны лишь моменты чувства, а не его развитие.
«Я жду. Соловьиное эхо», «В темноте на треножнике ярком», «В леса безлюдной стороны», «Злой».
2) линия стихотворений связана с Марией Лазич. В центре – она, страдающая, он чувствует себя виноватым и не способен ничего изменить. Каждое его стихотворение содержит всю историю. Любви целиком, даже если миг, то все равно история представлена в целом.
В отличие от стихов Тютчева, Некрасова, стихи Фета глубоко ретроспективны, посвящены давно умершей женщине и посвящены поздним воспоминаниям о ней. И это вообще характерно для любовной лирики Фета: она живет преимущественно воспоминаниями и мечтами.
«Солнца луч промеж лип». Здесь два лица, он и она, каждому из них дано свое, очень отвечающее традиционному представлению о мужской и женской доле. Мужчина активен и изменчив, весь в движении. С ним входит любовь, он рвется прочь и пожинает плоды. Женщина пассивна и закрыта. В ней живет тайна. Женская таинственность становится главным мотивом стихотворения. Один и тот же повтор закрывает разные ситуации. И женское молчание переходит в страшное молчание смерти. И тайна становится неразрешимой вообще. Строится стихотворение как романс.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.