Фет Афанасий Афанасьевич - философские и эстетические взгляды. Библиография, страница 3

В Фете-человеке всех поражала прозаичность, жесткость, здравый смысл, пессимистическое отношение к жизни. Фет-поэт редкой эмоциональности, чувства светлого, радостного. Основное настроение поэзии Фета – настроение душевного подъема, упоение природой, любовью, женской красотой. Творчество как освобождение, как выход из мира скорби и страдания в мир радости.

Фет начинал с радости того, что он живет и видит мир, кончает радостью надрыва, потому что мир прекрасен, но он, созерцатель, все и ближе и ближе к своему концу.

Но главное остается неизменным. У Фета всепоглощающая  тема – мир природы и человека как частичка и созерцатель этого мира.

Мир природы берется только  водном аспекте – красота. Именно это у Фета основа теории чистого искусства. Фет видит великую задачу искусства в том, чтобы дать этому прекрасному миру вечность. Поэта интересует только красота, а это порождение романтического искусства  и романтической философии. На этом основании Фета иногда называют романтиком. Но по видению мира он не романтик, он слишком конкретен, слишком точен.

Романтизмом окрашена ранняя лирика Фета (1-1 сборник). Интересными оказались стихи антологического жанра. Они были признаны лучшими. Особенно «Диана». Для антологической поэзии характерно уравновешенное, созерцательное отношение к миру; рациональная, ясная композиция, пластический стиль. Выдвигаются описательные задачи: описание статуй, картин. Особую роль играло мастерство стиха. Антологические стихотворения писались классическими размерами: александрийский стих, гекзаметр, элегический дистих. Подбор звуков, соотношение ритмов и фраз, распределение ударений – все это требовало тонкого вкуса и большого мастерства.  

«Диана». Большая свобода и раскованность в истолковании мифа. Это и открытое включение лирического Я в сюжет; и возрастающая уверенность в реальности происходящего: нейтральное «я видел» сменяется утверждающим «я ждал». В стихотворении возникает своеобразная игра временными планами: грань, отделяющая давно прошедшее время от настоящего, то исчезает, то вновь возникает, несмотря на то, что создана иллюзия единого временного потока, как бы застывшего в мгновении, или времени, превращенного в вечность.

Диана таит в себе черты «живого» и «неживого» (в 1-ом случае она – богиня, красота, совершенство; во 2-ом – статуя, воплощающая совершенство человеческой природы). Сюжет стихотворения – нереализованное оживление статуи. Лирическая тема Дианы развивается между двумя полюсами: «живое – неживое». Происходит движение от черт, воссоздающих женский человеческий облик, к утрате их: « каменная дева». Одновременно обозначен «природный лик», «ясный лик», соответствующие «ясным водам», т.е. отражение богини в природе и наоборот.

В стихотворении отразились мотивы природного и душевного «трепета». Трепещут на заре листья, колеблется водная гладь, шевельнулся и сам отраженный лик богини, - неподвижна лишь сама Диана. Вместо живой, трепещущей красоты, которая гармонизировала бы с окружающей, живой природой, перед нами холодный, «непостижимый» мрамор, и ему не дано воскреснуть. Идеал, казалось бы, найденный в античности, оказался иллюзией –не жизнью, а ее воспроизведением.

Вода чаще всего у Фета – это динамическая стихия. В данном стихотворении образ воды – это спокойная поверхность водного пространства (гладь стекла). Отражение в воде точнее самого отражаемого предмета, так как способно ухватить неуловимое, оживить предмет. У Фета миф становится способом постижения связей между искусством и действительностью.

«Венера Милосская». Венера  оказывается у Фета связанной со всеми тремя мирами: небом, морем и землей («небесный лик», «пена морская», «всепобедная власть»). Описание статуи в стихотворении практически отсутствует, даны лишь впечатления от нее. Возникает ощущение, что перед нами предстала живая богиня.

Если в «Диане» вопрос о возможности воскресения  идеала прошедших эпох решался достаточно пессимистически (кажется, что статуя вот-вот оживет, но богиня так и не воскресает). В «Венере» вопрос о значимости искусства решается по-другому.