Анализ результатов исследований позволяет сделать следующие выводы:
- Циркуляционное охлаждение поршня при практически одинаковом расходе масла по сравнению со струйным охлаждением позволяет снизить температуру кромки камеры сгорания в среднем на 70 °С и 50 С° в зоне канавке первого компрессионного кольца. При этом вдвое уменьшается радиальный перепад температур на огневой поверхности днища поршня.
- Подвод масла через форсунку снижает температуру днища поршня в среднем на 10 °С, а в зоне первого компрессионного кольца на 20 °С больше чем при подводе масла через шатун. Несмотря на увеличенный расход масла, по сравнению с двумя рассмотренными выше способами, можно сказать что данный способ является самым эффективным, так как качество теплообмена между стенками поршня и охлаждающим маслом зависит от количества подаваемого масла.
6.3 Расчётный анализ влияния масляного охлаждения на температурное состояние поршня
В решении задач расчёта тепловых физико-механических полей структурным методом нашла применение разработанная в ИПМаш НАН Украины программирующая система «ПОЛЕ». Данная система является комплексом программ, рассчитанным на решение двумерных (плоских и осесимметричных) краевых задач для дифференциальных уравнений в частных производных без ограничения на характер краевых условий, форму области и участков её границы.
Математический аппарат соответствует методу R-функций, который позволяет учитывать любой сложности граничную и геометрическую информацию на аналитическом уровне [9].
С помощью системы «ПОЛЕ» по методике кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» были рассчитаны тепловые поля поршня проектируемого двигателя. Значения температур для трёх характерных точек поршня без масляного охлаждения поршня и с масляным охлаждением приведены ниже.
В случае отсутствия масляного охлаждения температура поршня на кромке камеры сгорания равна t1 = 300 ºС (рис. 6.11); температура на периферии поршня – t2 = 274 ºС; температура поршня в зоне первого компрессионного кольца – t3 = 244 ºС. Разности температур: Δ12 = t1 – t2 = 300 – 274 = 26 ºС; Δ23 = t2 – t3 = 274 – 244 = 30 ºС.
Рисунок 6.11 - Схема расположения При введении масляного охлаждения все
точек измерения температуры поршня эти температуры снижаются: t1 = 292 ºС; t2 =
= 267 ºС; t3 = 239 ºС. Разности температур
также снижаются: Δ12 = t1 – t2 = 292 – 267 = 25 ºС; Δ23 = t2 – t3 = 267 – 239 = 28 ºС.
Температуру поршня в зоне первого компрессионного кольца необходимо ограничивать, чтобы не происходило лакообразования. При использовании современных масел с присадками, снижающими лакообразование, есть возможность доводить температуру поршня в зоне первого компрессионного кольца до значений [t3] = 230 – 240 ºС. Если не использовать масляного охлаждение поршня в данном двигателе, значение t3 = 244 ºС будет превышать предельно допустимое [t3] = 240 ºС. А в случае применения охлаждения наддувочного воздуха, температура поршня в зоне первого компрессионного кольца будет приемлемой.
Кроме того, результаты расчётов иллюстрируют не только снижение абсолютных значений температур характерных точек поршня при введении масляного охлаждения поршня, но и снижение перепада температур между этими точками. Это необходимо учитывать, так как именно перепад температур приводит к возникновению тепловых напряжений.
То есть, применение масляного охлаждения позволило снизить не только температуру поршня, тем самым увеличивая срок службы поршня, колец и других деталей, но и уменьшить тепловую напряжённость поршня, увеличивая надёжность всего двигателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.