Базоров у Тургенева очень часто не прав. Но он человек другого масштаба, как все вокруг него. В нем таится нечто такое значительное и сильное, что заставляет признать его героем. При этом убеждения Базарова тоже система, хотя Базаров нигде не снисходит до того, чтобы эту систему сформулировать.
Основа этой системы – вульгарный материализм (немец. Философы: Людвиг Бюхнер и Карл Фогт). Это философия такого типа, когда не признается самостоятельная ценность духовного фактора. Для Базарова все определяется физикой, химией, биологией, физиологией. Он очень хорошо знает потребности человеческого организма, но не считает достойным вниманием человеческую психологию. Все люди, по Базурову, одинаково устроены. Базаров понимает природе человеческого влечения, но любви с его точки зрения нет, это выдумка.
Вульгарный материализм Базарова выражается как отрицание многих вещей, которые люди напридумывали (нигилизм). Он занимается естественными науками, но науки для него не существуют. Он эмпирик, т.е. все надо проверить опытным путем, своими руками. Он атеист, тоже отрицание – бога. Отрицает дворянские занятия и в том числе искусство. Философия Базарова, его убеждения становятся нигилизмом и в общественно-политическом плане. Тургенев поставил знак равенства в частном письме между нигилистом и революционером. С сегодняшней точки зрения Базарова революционером не назовешь, точнее – радикал, как человек решительных убеждений, требующий решительных действий, не принимающий существующего уклада вещей и на реформы не надеющийся. Радикализм Базарова связан с его демократизмом не только по происхождению, но и по убеждениям. Демократизм Базарова – это отрицание всего дворянского образа жизни. Так складывается система убеждений.
В 1/3 романа никаких противоречий в его убеждениях нет. Павел Петрович: а что вы собираетесь делать? Базаров: «надо место расчистить, а строить будут другие», положительной программы для людей подобного типа не нужна. Базаров и к народу настроен сугубо критически, народ невежественен, патриархален. Базаров обосновывает свое право такого отношения к народу тем, что он сам из народа. Базаров как бы не задумывается о своей конкретной судьбе. В 1/3 романа Базаров – человек определенной системы убеждений, где главенствует критическое начало. По-видимому, он действительно считает, что можно обойтись без положительной программы.
Повести И.С. Тургенева 1854-1860 гг.
О любви
Первым действительно полноценным опытом в «новой манере» оказалась повесть «Затишье», 1854 г. Социально-историческое и универсально-философское мировосприятие сочетаются в этой повести в целостном единстве. Традиционная романтическая тема роковой страсти развита в ином художественном мире. Это мир повседневности, который служит контрастным фоном для другой реальности, которая сосуществует с житейской прозой и как бы просвечивает сквозь нее. Это реальность вечных стихий и законов бытия, непосредственно раскрывающих свою сущность в исключительных переживаниях и судьбах.
Эта внебытовая реальность выделена особой стилистикой: на ее присутствие намекают поэтические ассоциации и лейтмотивы, сообщающие некоторым образом и ситуациям повести тончайший символический оттенок.
Особой манерой изображения выделяется прежде всего фигура главной героини, Марьи Павловны, с которой в повесть входит тема страсти. Образ Марьи Павловны поначалу строится обычными приемами, но затем характеристика уездной барышни начинает углубляться широкими ассоциативными связями. Ассоциации намечают образ исключительного существа, в котором совместились свойства богини и животного (лань и тут же – Церера или Юнона). Позднее новый ряд ассоциаций – трагические героини: Федра, Клеопатра, Медея. Еще одна ассоциативная линия ведет современным народным подвижникам.
Сплетение поэтических аналогий образуют единое впечатление какой-то первозданной силы, одновременно высшей и элементарно-стихийной – роковой, изначально катастрофической. Эти свойства несет в себе стихия страсти, которая до поры до времени притаилась в глубинах характера как грозный потенциал, обрекающий героиню на трагическую судьбу. Подлинная страсть неизбежно оборачивается для человека трагедией. Настойчивое соотнесение с пушкинским «Анчаром» вносит в повесть ощущение смертоносной силы, пагубной для всего живого и связывает это ощущение с мыслью о безграничной власти человека над человеком, о рабстве, но рабстве необычном, которое сулит человеку гибель и вместе с тем заставляет его забыть о себе, побеждает страх смерти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.