Правила техники безопасности во время лабораторных занятий курса «Электротехника, электрические машины и аппараты»

Страницы работы

Содержание работы

Грачев С.А., Соленков В.В., Тиличенко М.П.

Практическое пособие

к лабораторным работам

курса «Электротехника, электрические машины и аппараты»

для студентов неэлектротехнических специальностей

 Часть I

В пособии приведены описания восьми лабораторных работ, каждая из которых содержит тему, цель работы, краткие теоретические сведения, задание, выполняемое при подготовке, лабораторное задание, контрольные вопросы и требования к содержанию отчета. Тематика работ соответствует программе курса “Электротехника, электрические машины и аппараты”, читаемого студентам неэлектротехнических специальностей дневной и заочной форм обучения.

Введение

В учебные планы подготовки инженеров неэлектротехнических специальностей входит целый ряд общеобразовательных дисциплин, к которым относится и электротехника – наука о техническом применении электрических и магнитных явлений.

Необходимость в усвоении базовой системы знаний, умений и навыков в области электротехники будущими инженерами неэлектротехнических специальностей обусловлена широким использованием электромагнитных явлений, электротехнических аппаратов и электрических методов измерений на всех этапах технологических процессов, применяемых в различных областях техники.

В формировании этой системы знаний, умений и навыков большое значение имеют лабораторные занятия.

Лабораторные занятия по электротехнике имеют целью:

-  дать возможность изучить устройство и характеристики наиболее часто применяемых на практике электроизмерительных приборов, машин и аппаратов, составляющих предмет лабораторных работ;

-  помочь овладеть практическими способами настройки и управления электротехнических устройств на требуемый режим;

-  научить технике проведения экспериментального исследования физических моделей или промышленных образцов электротехнических устройств;

-  выработать умение выносить суждение о рабочих свойствах и степени пригодности исследованных устройств для решения тех или иных практических задач.

Организация работы в лабораториях кафедры ТОЭ

В лабораториях электротехники студенты изучают явления, происходящие в электрических цепях, приобретают навыки в постановке эксперимента, наблюдения и регистрации различных процессов, знакомятся с конструкциями и методами испытаний трансформаторов, электрических машин, электронных устройств, электрических аппаратов и типовыми схемами управления электроприводом.

Оптимальный результат в обучении достигается при выполнении лабораторных работ бригадами не более 2-3 человек.

В лабораториях, оборудованных универсальными стендами, применяется фронтальный метод проведения занятий, т.е. все студенты одной учебной группы (подгруппы) выполняют бригадами работу на одну тему. Преимуществом такой организации лабораторных работ является возможность выполнения работ непосредственно после изложения соответствующей темы на лекциях, что способствует немедленному закреплению и расширению знаний студентов.

Фронтальная постановка лабораторных работ позволяет преподавателю руководить и контролировать действия студентов, давать для всей группы (подгруппы) указания по ходу выполнения лабораторной работы и раскрывать общие характерные ошибки студентов, выявленные во время проведения занятий.

На первом занятии преподаватель проводит вступительную беседу, делит подгруппу на бригады, проводит инструкцию по технике безопасности, знакомит студентов с тематикой работ, с применяемыми в лаборатории техническими средствами обучения.

Правила техники безопасности во время лабораторных занятий

Лабораторные стенды являются действующими электроустановками, и при определенных условиях могут стать источником опасности поражения электрическим током. Тело человека обладает свойством электропроводности, и при соприкосновении с токоведущими частями установки, находящейся под напряжением, оно становится звеном электрической цепи. Возникающий в теле человека электрический ток может вызвать ожог кожи (электрическую травму) или нанести тяжелые поражения нервной, сердечной и дыхательной системе организма (электрический удар).

Установлено, что как постоянный, так и переменный электрические токи при определенных условиях и величине 0,05А являются опасными, а при величине 0,1А – смертельными. Поэтому следует всегда помнить о возможности поражения электрическим током и выполнять следующие правила:

1.  Сборку электрической цепи следует производить только при отключенных источниках питания стенда.

2.  Перед включением электрической цепи под напряжение переключатели пределов измерительных приборов необходимо установить в положения, превышающие ожидаемые значения измеряемых величин.

3.  Включение источников электропитания разрешается только после проверки преподавателем правильности собранной электрической цепи.

4.  При сборке электрической цепи необходимо обеспечить высокую плотность контактов всех разъемных соединений. Неиспользуемые провода следует убрать со стола в отведенное для них место.

5.  Не следует пользоваться соединительными проводами без штырей и с неисправной изоляцией.

6.  Все переключения, выполняемые по ходу работу, устранение замеченных нарушений в монтаже или разборка цепи под напряжением категорически запрещаются.

7.  Помните, что отключенный конденсатор может сохранять опасный электрический заряд и не забывайте разрядить его до включения в цепь.

8.  Не прикасайтесь к неизолированным элементам соединительных и коммутационных устройств, находящихся под напряжением.

Похожие материалы

Информация о работе