Дисциплина «Основы проектирования железных дорог»
Практическое занятие № 16
«Определение экономической эффективности проектных решений»
Содержание:
1. Постановка задачи. 1
2. Определение объемов и стоимости земляных работ, связанных с изменением профиля вытяжного пути. 3
3. Определение эксплуатационных расходов на маневровую работу с использованием вытяжного пути различного профиля. 4
4. Расчет приведенных расходов и выбор лучшего варианта профиля вытяжного пути 5
Конструкция продольного профиля вытяжного пути, используемого в качестве устройства для сортировки вагонов, в значительной степени влияет на производство маневровой работы, а также является одним из основных факторов, определяющих величину эксплуатационных расходов, связанных с выполнением маневров.
При необходимости оценки более чем двух вариантов проектов использование критерия сравнительной экономической эффективности дополнительных капитальных вложений или срока окупаемости оказывается технически нецелесообразным. Поэтому в таких случаях используется другой критерий сравнения экономической эффективности вариантов проектов – приведенные расходы.
Критерий отбора лучшего из любого числа альтернативных вариантов будет выглядеть следующим образом:
. (1)
Если среди рассматриваемых вариантов имеется одинаковая часть себестоимости и одинаковая часть капитальных затрат, то лучший выбирается только по различающимся частям текущих и капитальных затрат, без расчета полной себестоимости или полных капитальных затрат.
Норму сравнительной экономической эффективности капитальных вложений () при сравнении вариантов принять на уровне 0,1 – 0,2.
В состав эксплуатационных расходов (Э) включить суммарные годовые расходы на маневровую работу на вытяжном пути, а в состав капитальных затрат (К) – затраты на земляные работы и балластировку пути при различном продольном профиле вытяжки.
В качестве вариантов для сравнения рассмотреть три вида профиля вытяжки, допустимых по действующим нормам и правилам проектирования сортировочных устройств:
- вытяжной путь на горизонтальной площадке;
- вытяжной путь на подъеме 1.5 ;
- вытяжной путь на спуске -1.5 .
Вариант 1-площадка (0‰)
Вариант 2 – спуск (1.5‰)
Вариант 3 – подъем (1.5‰)
Рисунок 1 – Варианты профиля вытяжного пути
При определении объема земляных работ можно рассматривать вариант с расположением пути на площадке за базовый, считая, что при отклонении от этого варианта понадобятся дополнительные земляные работы по устройству насыпи (или выемки). В случае сравнения вариантов по различающимся элементам затрат (по отношению к базовому варианту), принять условно капитальные затраты по варианту К1=0. Объем работ по вариантам 2 и 3 считать практически одинаковым, и поэтому принять К2 = К3.
Объем земляных работ по этим вариантам ориентировочно определить, исходя из схем рисунков 1 и 2.
Рисунок 2 – Схема к определению объема дополнительных земляных работ
Принять следующие сходные данные для расчета:
Полная длина вытяжного пути, Lполн: 876, 5 м;
Средняя ширина земляного полотна, Bср: 7 м;
Стоимость отсыпки 1 м3 земляного полотна: 70 руб;
Объем балласта на 1 км пути: 2305 м3;
Стоимость 1 м3 балласта: 338 руб.
Результаты расчета свести в таблицу по форме, приведенной ниже.
Таблица 1 – Разница капитальных затрат по отношению к базовому варианту, тыс. руб. в год.
Варианты продольного профиля вытяжного пути |
||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
К1= |
К2= |
К3= |
Эксплуатационные расходы на маневровую работу выполнить на ЭВМ с использованием программы «Маневры-2».
Исходные данные о расходных ставках ЕНР не вводить.
Исходные данные о маневровом составе и профиле пути:
1) «Длина маневрового состава (с локомотивом)»: количество вагонов – n , длина вагона 15 м; длина маневрового локомотива 18 м.
2) «Масса состава (с локомотивом)»: средняя масса вагона брутто q т, масса локомотива 120 т;
3) Длина вытяжного пути (принять равной длине маневрового полурейса, с учетом длины маневрового состава):
850 м + длина состава (с локомотивом).
Для расчета расходов на маневровую работу провести 6 имитационных экспериментов для следующих условий:
Эксперимент 1: следование на вытяжной путь, вариант профиля 1;
Эксперимент 2: следование с вытяжного пути, вариант профиля 1;
Эксперимент 3: следование на вытяжной путь, вариант профиля 2;
Эксперимент 4: следование с вытяжного пути, вариант профиля 2;
Эксперимент 5: следование на вытяжной путь, вариант профиля 3;
Эксперимент 6: следование с вытяжного пути, вариант профиля 3.
Результаты определения расходов на маневровую работу на вытяжке свести в таблицу представленной ниже формы.
Таблица 2 – Эксплуатационные расходы (руб/состав) на движение маневрового состава на вытяжной путь и с вытяжного пути при различных вариантах продольного профиля
Варианты продольного профиля вытяжного пути |
|||||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|||
Тип маневрового передвижения |
|||||
следование на вытяжной путь |
следование с вытяжного пути |
следование на вытяжной путь |
следование с вытяжного пути |
следование на вытяжной путь |
следование с вытяжного пути |
Э11= |
Э12= |
Э21= |
Э22= |
Э31= |
Э32= |
Расчет годовых эксплуатационных расходов на маневровую работу на вытяжке произвести для трех рассматриваемых вариантов по формуле
Эi = (Эi1 + Эi2) * Nc * 365, (2)
где i =1, 2, 3 – номер варианта конструкции профиля вытяжки;
Nc – среднесуточное количество расформировываемых составов.
Приведенные расходы па каждому из вариантов определяются по формуле (1). Лучшим вариантом считается том, который обеспечивает минимум приведенных расходов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.