Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Инженерная геодезия»
Расчетно-графическая работа № 2
Обработка результатов нивелирования трассы и составление профиля
Выполнил: студент гр. У-214
А.А. Дмитрук
Проверил: преподаватель
В.Д. Астраханцев
Новосибирск - 2010
Обработка журнала нивелирования трассы
Вычисление средних превышений
Отсчеты по рейкам на всех станциях записаны в журнале нивелирования. Вычислим превышения, определяемые по отсчетам черных и красных сторон реек, по формулам:
hч = 3ч – Пч ;
hк = 3к – Пк .
Это будут превышения между связывающими точками:
hч = 1139 – 0784=0355мм ;
hк =5388 – 5035=0353мм .
Если разность черного и красного превышений не превышает ± 10 мм, то вычисляют среднее превышение по станции:
hср =
hср =
Σ hср = 3584 мм.
После того как вычислены все средние превышения на станции журнала, делается контроль по формуле:
= Σ hср ± 2 – 3 мм ,
где Σ З – сумма всех отсчетов задних(черных и красных);
Σ П – сумма всех отсчетов передних (черных и красных);
Σ hср – сумма средних превышений с учетом знаков.
Если Σ З = 63676 мм; Σ П = 56507 мм, то
Σ hср = = 3584 мм. – контроль выполнен.
Определение высотной невязки и ее распределение в разомкнутом ходе
Невязка определяется по формуле:
fh = Σ hср – (Нк – Нн) ,
где Нк и Нн – отметки конечного и начального репера;
Σ hср – сумма средних превышений по всему ходу.
fh = 3584 – (108732–105163) = 15 мм.
Допустимая невязка считается по формуле:
fhдоп = ± 50 мм ,
где L – длина хода, (L = 1 км).
fhдоп = ± 50 мм = ± 57 мм.
Если полученная невязка менее допустимой невязки, то ее распределяют с обратным знаком поровну на все превышения, причем
δh = - ,
где п – число станций.
δh =
Исправленное превышение определяется по формуле:
hиспр = hср + δh.
Причем hиспрокругляется до целых в четную сторону.
Репер №31: hиспр = + 0354 – 2 = + 0352 мм;
ПК0: hиспр =+0856 – 2 =+ 0854 мм;
ПК3: hиспр = + 2179 – 2 =+ 2177 мм;
ПК5: hиспр = - 1225 – 2 = - 1227 мм;
ПК6: hиспр = - 1434 – 2 = - 1436 мм.
ПК7: hиспр = + 1326 – 2 =+ 1324 мм;
ПК9: hиспр = + 1328 – 2 = + 1326 мм;
ПК10: hиспр = + 0200 – 1 = + 0199 мм.
Тогда, Σ hср =3584мм.
Вычисление отметок связывающих и промежуточных точек
После того, как исправлены и проконтролированы превышения, вычисляют отметки связывающих точек по формуле:
Нп = Нп-1 ± hиспр ,
где Нп – отметка следующей (передней) точки на станции;
Нп-1 – отметка предыдущей (задней) точки на станции;
hиспр – исправленное среднее превышение между этими точками.
Контроль, при вычислении отметок: в результате вычисления отметок связывающих точек должна получиться заданная отметка.
Rр31 = 105,163 мм;
ПК0 = 105,163 + 0,352 = 105,515 мм;
ПК3 = 105,515 + 0,854 = 106,369 мм;
ПК5 = 106,369 + 2,177 = 108,546 мм;
ПК6 = 108,546 – 1,227 = 107,319 мм;
ПК7 = 107,319 – 1,436 = 105,883 мм;
ПК9 = 105,883 + 1,324 = 107,207 мм;
ПК10 = 107,207 + 1,326 = 108,533 мм;
Rр32 = 108,533 + 0,199 = 108,732 мм– контроль.
Вычислим отметки оставшихся пикетов и плюсовых точек, которые были пронивелированы как промежуточные. Отметки промежуточных точек вычисляются через ГИ.
ГИ – это отметка визирного луча. Он вычисляется на станциях, где промежуточные отсчеты, по формуле:
ГИ = Нз + Зч ,
где Нз – отметка задней связующей точки на станции;
Зч – отсчет по черной стороне рейке на этой же точке.
Отметки промежуточных точек находятся через ГИ и черные отсчеты на этих пикетах по формуле:
Нпр = ГИ – сч .
Тогда,
ПК0 |
ГИ = 105,515 + 2,485 = 108,000 мм |
|
ПК1 |
Нпр = 108,000 – 1,385 = 106,615 мм |
|
ПК2 |
Нпр = 108,000 – 1,738 = 106,262 мм |
|
ПК3 |
ГИ = 106,369+2,818 = 109,187 мм |
|
+ 46 |
Нпр = 109,187– 0,614 = 108,573 мм |
|
ПК4 |
Нпр =109,187– 1,816 = 107,371 мм |
|
+ 42 |
Нпр = 109,187– 1,785 = 107,402мм |
|
+ 80 |
Нпр = 109,187– 0,796 = 108,391мм |
|
ПК5 |
ГИ = 108,546+1,489 = 110,035мм |
|
ПК6 |
ГИ = 107,319 +1,038 = 108,357 мм |
|
Л+20 |
Нпр = 108,357 – 2,307 = 106,050мм |
|
Л+9 |
Нпр = 108,357 – 1,719 = 106,638мм |
|
П+20 |
Нпр = 108,357 – 2,703 = 105,654мм |
|
ПК7 |
ГИ = 105,883+2,144 = 108,027 мм |
|
ПК8 |
Нпр = 108,027 – 2,139 = 105,888 мм |
Составление продольного профиля железнодорожной трассы
Пользуясь обработанным журналом нивелирования и пикетажной книжкой, приступают к составлению продольного профиля трассы. Для построения нормального продольного профиля железнодорожной трассы задается горизонтальный масштаб 1 : 10000 и вертикальный 1 : 200. Профиль составляется на миллиметровой бумаге по установленному образцу на стр.33, рис. 3.4 методических указаний.
На готовой сетке нумеруют пикеты, отступая от края таблицы на 0,5 мм. Графа «Расстояние» заполняется в соответствии с пикетажной книжкой. Положение плюсовых точек и пикетов показывают ординаты. Для плюсовых точек указывают еще и расстояние между ними.
Далее заполняется графа «Отметки земли». В ней против каждой ординаты выписываются из журнала нивелирования с округлением до 1 см отметки точек. После этого приступают к построению линии земли.
Построение линии земли на продольном профиле производят по отметкам точек трассы «отметка земли». Для этого на соответствующих ординатах, проведенных выше линии «тип и глубина болота», черные отметки точек в заданном вертикальном масштабе 1 : 200. полученные точки соединяют отрезками прямых.
Построение проектной линии (бровки земляного полотна)
При построении проектной линии, следует обратить внимание на следующее:
· Уклоны запроектированных элементов трассы не должны превышать заданные;
· Проектная линия может иметь подъем и спуск, между ними должна быть запроектирована горизонтальная площадка длиной не менее 200 м;
· Объем земляных работ должен быть наименьшим.
В графе «проектные уклоны» ординатами разделяют элементы запроектированной трассы. Около ординат в этой графе указывается расстояние до ближайших пикетов. Над диагоналями пишется величина уклона в промилле, а под диагоналями – протяженность подъема или спуска в метрах.
Проектная отметка на ПК0 – отметка бровки земляного полотна определяется условно (ПК0 = 105,52 мм), а последующих точек вычисляются с точностью до сантиметра алгебраически по формуле:
Н = Но + id ,
где Но – отметка начальной точки данного элемента профиля;
i – величина уклона;
d – расстояние данной точки от начальной.
Нпк1 = 104,72 + 0,010*100 = 105,72 мм;
Нпк2 = 105,72 + 0,010*100 = 106,72 мм;
Нпк3 =106,72 + 0,010*100 = 107,72 мм;
Нпк4= 107,72 +0*100 = 107,72 мм;
Нпк5= 107,72 + 0*100 = 107,72 мм;
Нпк6= 107,72 + 0*100= 107,72 мм;
Нпк7= 107,72 - 0,005*100= 107,22 мм;
Нпк8= 107,22 – 0,005*100= 106,72 мм;
Нпк9= 106,72 – 0,005*100= 106,22 мм;
Нпк10= 106,22 – 0,005*100= 105,72 мм.
Рабочие отметки представляют собой разности между проектной и отметкой земли на каждом пикете и плюсе. Их вычисляют с точностью до сантиметра по формуле:
hраб = Нпр - Нз .
Тогда,
hПК0 = 105,52 – 104,72 = 0,80 мм – выемка;
hПК1 = 106,62 – 105,72 = 0,90 мм – выемка;
hПК2 = 106,26 – 106,72 = 0,46 мм – насыпь;
hПК3 = 106,37 – 107,72 = 1,35 мм – насыпь;
h+46 = 108,57 – 107,72 = 0,85 мм – выемка;
hПК4 = 107,37 – 107,72 = 0,35 мм –насыпь;
h+42 = 107,40 – 107,72 = 0,32 мм – насыпь;
h+38= 108,39 – 107,72= 0,67 мм – выемка;
hПК5 = 108,55 – 107,72 = 0,83 мм –выемка;
hПК6 = 107,32 – 107,72 = 0,40 мм – насыпь;
hПК7 = 105,88 – 107,22 = 1,34 мм – насыпь;
hПК8 = 105,89 – 106,72 = 0,83 мм – насыпь;
hПК9 = 107,21–106,22= 0,99 мм – выемка;
hПК10 = 108,53 –105,72= 2,81 мм – выемка.
Там, где насыпь переходит в выемку, проектная линия пересекает линию земли, т.е. рабочая отметка равна 0. Такие точки называются точками нулевых работ. Их месторасположение, т.е. горизонтальное расстояние от ближайшего заднего пикета, определяется по формуле:
lo = ,
где h1и h2 – модули рабочих отметок соседних точек профиля
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.