Возглавлял кружок Николай Владимирович СТАНКЕВИЧ (1813-1840), происходивший из дворянской среды и получивший образование в Московском университете, который он окончил в 1834 г. по словесному отделению. Станкевич не только занимался литературой и эстетикой, он также интересовался философией, изучал Шеллинга, Канта, Фихте и Гегеля. Написал несколько философских работ, но, к сожалению, до нас не дошло ни одного цельного произведения. Им написана не дошедшая до нас статья «О возможности философии как науки», этюд «Об отношении философии к искусству».
Станкевич - идеалист, считавший, что все исходит из абсолютной идеи и к ней возвращается. Вне этой всеобъемлющей идеи нет знания. Конкретные науки изучать необходимо, но занятие какой-нибудь одной из них ведет к односторонности; всеобщую же связь явлений мира можно постичь только с помощью философии.
Но изучение мира стоит осуществлять не только с помощью философии, но и религии. Философия и религия не только не противоречат друг другу, но даже представляют некий синтез, вытекающий из неразделимой целостности человеческой натуры. Духовная жизнь человека едина и неразделима. Следовательно, существует органическое единство между философией как сферой разума и религией как сферой верования. Философия в своем развитии наталкивается на вопросы, решение которых возможно найти только в вере. Религия завершает философию, но, с другой стороны, «упрочить религию может одна философия».
Религия у Станкевича понимается как любовь в самом широком смысле. Любовь составляет сущность жизни, ее свет, двигатель, зародыш всякого знания и всякой деятельности. Такая религия не делит людей на католиков, протестантов или православных. Она выше внешнего культа и свободна от мистицизма, который Станкевич считал пороком, и грубых суеверий. Религия основывается на разуме и согласовывается с доводами теоретического мышления. Только в таком понимании религия не противоречит свободе человеческой личности. Если же бог разрастается, как в католицизме, он превращается в мистическую силу, подавляющую человека.
Изучая немецкую идеалистическую философию, Станкевич не мог принять ее абстрактность, что в конце концов привело его к увлечению Фейербахом, в философии которого, по его мнению, «осталось что-то от старика Шеллинга, но без фантастичности».
Связь философии с жизнью Станкевич пытался установить через историческую науку, так как без конкретно-исторических фактов знание философии будет сухо и мертво.
Наряду с философией, религией, историей, Станкевич выделял искусство, в особенности литературу, в которой он видел не только форму познания действительности, в чем она совпадает с наукой, но и лучшую возможность непосредственного участия в общественной жизни, поскольку литература обладает большей доступностью и распространением и, значит, может оказаться средством прямого и направленного воздействия на общество.
Свои эстетические воззрения Станкевич изложил в наброске «Об отношении философии к искусству». Раньше, считает он, философия и искусство существовали отдельно друг от друга и даже противопоставлялись как две разные по источнику области деятельности (чувственно-эмоциональная и рассудочная), то после Канта уже невозможно представить эстетику без философского основания. Более того, только философия позволяет определить сущность и назначение искусства.
В искусстве Станкевич видел форму проявления духа, этап его развития и его воплощение в «человеческий образ», потому что искусство производно не только от чувств, но и заключает в себе мысль, и потому воспринимается и чувственно и интеллектуально.
Идеи Станкевича оказали большое влияние на формирование мировоззрения Тимофея Николаевича ГРАНОВСКОГО (1813-1855), одного из крупных русских историков и общественных деятелей 30-40-х годов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.