Среди славянофилов нельзя не упомянуть Константина Сергеевича АКСАКОВА (1817-1860), сына крупного оренбургского помещика, учившегося на словесном отделении Московского университета, где он познакомился со Станкевичем и вошел в его кружок. После окончания университета Аксаков занимается научно-литературной деятельностью и сотрудничает с такими изданиями как «Телескоп», «Молва», «Московский наблюдатель» и пр. Становится славянофилов, а к 1842 г. относится его первое столкновение в печати с западниками, в частности с Белинским. В 1846 г. он опубликовывает свою магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», которую защищает на следующий год в надежде занять профессорскую кафедру. Однако диссертация вызвала цензурные затруднения, по всей видимости, объясняемые его концепцией.
Ход русской литературы и его отношение к западной мысли Аксаков вогнал в триаду: национальная замкнутость (допетровское время) - подражательность (18 в.) - возврат к гациональности, свободной от ограниченности и познанной через другое (19 в.). Причем в своей диссертации он объявил петровские преобразования чуждыми духу русского народа.
Накануне реформы, в 1855 г., он передает Александру П записку «О внутреннем состоянии России», где излагает основные идеи славянофильства, подкрепленные фактами из истории страны.
Аксаковская историко-социологическая теория перекликается с основными идеями Хомякова и Киреевского. Движущей силой общественного прогресса Аксаков считал духовное начало, а не игру материальных сил. Мысль «движет всем», изменяя весь социальный строй, формируя человеческую психологию, формы убеждений и верований. Различие идей вызывает борьбу, споры, столкновения, которые составляют «неотъемлемую часть человечества» и охватывают не только духовную, но и, как ее отражение, материальную сферу жизни.
Отличительной чертой человека, выделяющей его из «бездушной природы», Аксаков объявил свободную волю, дарованную богом. Бог в человеке, вера в человеке делают из него существо нравственное. А посему религиозные и нравственные факторы являются главными в истории, непосредственно определяющими общественную, политическую и духовную жизнь. Отсюда, конечной целью в истории является реализация учения Христа, построение царства божьего на земле.
Центральное место в аксаковской социологии занимает теория «государства и земли», которые признаются двумя основными, «союзными силами» русской истории. В этой теории все построено на противопоставлении государства и общины, закона и внутренней свободы человека, государственного насилия и нравственного долга. Государство Аксаков представлял как внесословный и надобщественный орган и отрицал его позитивную общественную роль. «Государство, - писал он, - как принцип - зло; ложь лежит не в той или иной форме государства, а в самом государстве, как идее, как принципе; надобно говорить не о том, какая форма хуже и какая лучше, какая форма истинна, какая ложна, а о том, что государство, как государство, есть ложь».
Этой теорией он фактически предвидел анархизм Бухарина.
Как и другие славянофилы, Аксаков подчеркивал разность
исторических путей Западной Европы и России, рассудочность западной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.