Николай Яковлевич Даниелвский, известный русский публицист, естествоиспытатель, социолог, общественный деятель и сановник, родился в семье генерала. В 1842 г. окончил Александровский лицей, затем, проявляя большой интерес к естественным наукам, поступил вольнослушателем на естественный факультет Петербургского университета, где обучался в 1843-1847 гг., выдержав впоследствии экзамен на степень бакалавра ботаники. Увлекшись идеями Фурье, он примкнул к революционной группе Петрашевского, за принадлежность к которой просидел сто дней в Петропавловской крепости. Следствие доказало, что Данилевский трактовал учение Фурье не как революционное, а как чисто экономическое. Получив свободу, Данилевский, однако, был выслан из Петербурга, сперва в Вологодскую губернию, откуда вскоре он перевелся на службу в Самару, где работал при губернаторе. В 1853 г. он принял участие в экспедиции Бэра на Нижнюю Волгу и Каспий. В 1857 г. он переходит на службу в департамент сельского хозяйства, руководит многочисленными экспедициями, в том числе по борьбе с филлоксерой в Крыму. Был директором Никитского ботанического сада, а в своем имении на южном берегу Крыма занимался селекцией плодов и винограда. Кстати, там же он написал свои основные труды: «Россия и Европа», где излагает свою социологическую концепцию, и «Дарвинизм. Критическое исследование», где пытается доказать несостоятельность эволюционной теории.
Данилевский был типичным представителем панславизма. В своей книге «Россия и Европа» он развивает теорию «культурно-исторических типов» человечества, исходя из органической теории. Раз в природе не существует всеобщего биологического закона, то не может быть и единого исторического плана развития общества, а, следовательно, и общей исторической науки. Общечеловеческой цивилизации, по его мнению, нет и быть не может. Доказательством сему является несовпадение одно-порядковых фаз развития народов во времени. Деление истории на древнюю, среднюю (средневековую) и новую не может удовлетворить потому, что в каждой из этих временных периодов народы находятся на разных ступенях развития. Считается, что падение Римской империи положило начало средневековью, тогда как, например, Индия и Китай в это время остаются на том же уровне. Распространение христианства среди разных народов тоже происходит не одновременно. Грань между средней и новой историей не совпадает не только в частях света, но и внутри социальных организмом одного и того же континента. Но раз народы развиваются так неравномерно, значит, единого поступательного общечеловеческого процесса исторического развития нет, есть только смена культурно-исторических типов.
Не все народы, по Данилевскому, могут положить начало культурно-историческому типу, потому что не все народы в одинаковой степени обладают «жизненной силой» к самостоятельному развитию. Некоторые из них, возникая, не дают, так сказать, потомства и служат почвой, удобряющей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.