Стратегия предприятия. Определение целей и миссий предприятия. Стратегический контекст предприятия. Оценка внешней среды предприятия, страница 4

Цель стратегического анлиза — содержательное и формальное описание объекта исследования, выявление особенностей, тенденций возможных и невозможных направлений развития.

Характеристики среды организации:

1. многообразие факторов, которые отождествляются с понятием среда организации;

2. сложность среды характеризуется наличием взаимовлияния факторов;

3. наличие системных характеристик среды, определяющих наиболее тесные факторы;

5. неопределенность.

Этапы стратегического анализа среды:

1) определение элементов среды п/п: Среда прямого влияния включает факторы, которые непосредственно влияют на операции п/п и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Среда косвенного влияния — это факторы внешней среды, которые оказывают косвенное влияние на п/п и на которое п/п не может повлиять вообще или имеет незначительное влияние. Внутренняя среда п/п — включает ряд факторов, которые находятся под непосредственным контролем руководства и персонала п/п.

2) выделение критических точек среды: Критические точки — это наиболее весомые факторы, которые имеют стратегическое значение для обеспечения эффективной деятельности п/п.

3) создание информационной базы по критическим точкам. Такая база формируется посредством методов сканирования, мониторинга и прогнозирование среды. Сканирование предусматривает поиск уже ранее сформированной информации о состоянии внешней и внутренней среды п/п.  Мониторинг — отслеживание текущей информации, которая проявляется впервые, обеспечение фиксирования и определения тенденций изменения факторов среды. Прогнозирование — получение прогнозированной информации о будущем развитии определенного параметра в области исследования, которое ограничено во времени и пространстве (метод экстраполяции, методы математического моделирования).

2. Внешняя среда косвенного влияния:

1) экономические факторы (инфляция, налоговая политика, ставки банковских процентов, дефицит государственного бюджета, уровень безработицы и занятости населения);

2) политические факторы или политико-правовые (стабильность власти, государственная политика приватизации и национализации п/п, государственный контроль и регуляция деятельности п/п, приоритеты государственной поддержки);

3) технологические факторы (технологический прорыв — скачек развития техники и технологии);

4) международные;

5) демографические (структура населения, показатели движения населения, уровень смертности и рождаемости);

6) географические (размер местности, природно-климатические условия, размещение полезных ископаемых);

7) социальные (отношения к предпринимательству, развитие движения в пользу прав потребителей).

Для оценки факторов внешней среды косвенного влияния используется «РЕSТ» или «SLEPT» анализ. При их использовании необходимо учитывать следующее:

1) стратегический анализ каждого из отличительных элементов внешней среды должен отвечать принципам системности в связи с ем, что между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость;

2) в реальной жизни кроме названных элементов существует много других, которые для некоторых п/п могут быть наиболее важнеыми.

3. Оценка факторов внешней среды прямого влияния.

Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли:

1) установление основных экономических показателей, характеризующих отрасль;

2) определение конкурентных сил, действующих в отрасли и силы их влияния на ситуацию в отрасли;

3) выявление факторов, вызывающих изменение конкурентных сил в отрасли;

4) определение п/п, имеющих самые сильные и самые слабые конкурентные позиции;

5) прогнозирование наиболее вероятных шагов стратегических конкурентов;

6) установление ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе;

7) принятие окончательного решения о привлекательности отрасли.