Цель стратегического анлиза — содержательное и формальное описание объекта исследования, выявление особенностей, тенденций возможных и невозможных направлений развития.
Характеристики среды организации:
1. многообразие факторов, которые отождествляются с понятием среда организации;
2. сложность среды характеризуется наличием взаимовлияния факторов;
3. наличие системных характеристик среды, определяющих наиболее тесные факторы;
5. неопределенность.
Этапы стратегического анализа среды:
1) определение элементов среды п/п: Среда прямого влияния включает факторы, которые непосредственно влияют на операции п/п и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Среда косвенного влияния — это факторы внешней среды, которые оказывают косвенное влияние на п/п и на которое п/п не может повлиять вообще или имеет незначительное влияние. Внутренняя среда п/п — включает ряд факторов, которые находятся под непосредственным контролем руководства и персонала п/п.
2) выделение критических точек среды: Критические точки — это наиболее весомые факторы, которые имеют стратегическое значение для обеспечения эффективной деятельности п/п.
3) создание информационной базы по критическим точкам. Такая база формируется посредством методов сканирования, мониторинга и прогнозирование среды. Сканирование предусматривает поиск уже ранее сформированной информации о состоянии внешней и внутренней среды п/п. Мониторинг — отслеживание текущей информации, которая проявляется впервые, обеспечение фиксирования и определения тенденций изменения факторов среды. Прогнозирование — получение прогнозированной информации о будущем развитии определенного параметра в области исследования, которое ограничено во времени и пространстве (метод экстраполяции, методы математического моделирования).
2. Внешняя среда косвенного влияния:
1) экономические факторы (инфляция, налоговая политика, ставки банковских процентов, дефицит государственного бюджета, уровень безработицы и занятости населения);
2) политические факторы или политико-правовые (стабильность власти, государственная политика приватизации и национализации п/п, государственный контроль и регуляция деятельности п/п, приоритеты государственной поддержки);
3) технологические факторы (технологический прорыв — скачек развития техники и технологии);
4) международные;
5) демографические (структура населения, показатели движения населения, уровень смертности и рождаемости);
6) географические (размер местности, природно-климатические условия, размещение полезных ископаемых);
7) социальные (отношения к предпринимательству, развитие движения в пользу прав потребителей).
Для оценки факторов внешней среды косвенного влияния используется «РЕSТ» или «SLEPT» анализ. При их использовании необходимо учитывать следующее:
1) стратегический анализ каждого из отличительных элементов внешней среды должен отвечать принципам системности в связи с ем, что между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость;
2) в реальной жизни кроме названных элементов существует много других, которые для некоторых п/п могут быть наиболее важнеыми.
3. Оценка факторов внешней среды прямого влияния.
Анализ общей ситуации и конкуренции в отрасли:
1) установление основных экономических показателей, характеризующих отрасль;
2) определение конкурентных сил, действующих в отрасли и силы их влияния на ситуацию в отрасли;
3) выявление факторов, вызывающих изменение конкурентных сил в отрасли;
4) определение п/п, имеющих самые сильные и самые слабые конкурентные позиции;
5) прогнозирование наиболее вероятных шагов стратегических конкурентов;
6) установление ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе;
7) принятие окончательного решения о привлекательности отрасли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.