Социальная политика предприятия на основе социально-этичного маркетинга

Страницы работы

Содержание работы

ЛиСиЦЭ Н. М.,

Вовк В. А.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНОГО

МАРКЕТИНГА

Социальная политика как государства, так и пред­приятия неразрывно связана с экономической. Кроме того, они взаимообусловлены, что требует правиль­ного и взвешенного выбора приоритетов их согла­сованного развития (на всех уровнях).

Характерными особенностями социальной поли­тики, выделяющими ее как особую разновидность политики, являются:

коллективность (использует ресурсы коллекти­ва или отвечает на коллективные потребности);

сосредоточенность на социальных отношениях (использует либо изменяет их);

обусловленность неудовлетворенностью в экономическом положении в связи с ограниченностью [1].

Социальную политику целесообразно рассматривать в двух аспектах — широком и узком, что отмечает, например, С. Смирнов [2, с. 15]. Рассматриваемая в широком аспекте социальная политика "охватывает решения и мероприятия, которые затрагивают все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, благоприятными экологическими условиями и т.д. В узком аспекте содержание социальной политики ограничивается деятельностью, связанной с социальной защитой человека и общества, то есть поддержкой тех слоев общества, которые в силу своего специфического положения не в состоянии играть активную роль в условиях рыночных отношений (дети, неработающие пенсионеры, инвалиды, в определенных условиях — работники организаций, финансируемых из бюджетов различных >::•=-« также с обеспечением развития некоммерческой части социально-культурной сферы. Социальная политика в узком смысле рассматривается как перераспределение на основе действующего законодатели финансовых ресурсов между различными социальными группами населения,  отраслями  народного хозяйства с использованием механизмов государственных налоговой и бюджетной систем [2]

Основную цель социальной политики можно определить как усиление социальной солидарности и повышение общего благосостояния в обществе.

Задача социальной политики — улучшение качества жизни, условий работы всех слоев населения, предоставление особой защиты и помощи бедным и малозащищенным группам населения. Поле деятельности социальной политики обусловлено социальными проблемами, которые существуют в данном обществе, охватывает группы населения, в которых возникают эти проблемы.

Объект социальной политики — обеспечение жизнедеятельности всего населения страны, социальная защита малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации, например пенсионеров, тяжело больных и инвалидов, людей, которые пострадали вследствие войн, катастроф, стихийных бедствий, беженцев, национальных меньшинств и т. п.

Несмотря на популярность термина «социальная политика", который используют как экономисты так и социологи, понимание его на разных уров­нях научного анализа различно. Это обусловлива­ет актуальность проблемы социальной политики вообще и социальной политики предприятия в частности.

"Субъектами социальной политики являются также законодательные, исполнительные, судебные власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и проводящие непосредственную практическую работу по ее реа­лизации" [4, с. 73].

Правительство обратило внимание на такую новую сферу деятельности предприятий, как соци­альная политика, в которую входят следующие компоненты: оплата труда и социальные выплаты, условия и охрана труда и снижение производствен­ного травматизма, квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки, содержание и развитие социальной инфраструктуры и реализация социальных программ.

Целью данной статьи является определение социальной политики предприятия, работающего в условиях социально ориентированной экономики и использующего концепцию социально-этичного мар­кетинга.

Для достижения цели автор ставит следующие задачи:

уточнить структуру социальной политики пред­приятия;

выявить иерархию различных видов политики;

дать определение социальной политики пред­приятия.

Анализ научной литературы [4; 5] позволяет автору сделать вывод о том, что социальная политика предприятия не должна ограничиваться выше­названными компонентами, которые нацелены только на персонал предприятия. Социальная политика предприятия должна включать в себя мероприятия, приносящие пользу обществу в целом не только опосредованно через удовлет­ворение потребностей своих сотрудников, но и напрямую — удовлетворяя потребности, в пер­вую очередь, потребителей (удовлетворение текущих потребностей, учет долгосрочных инте­ресов, информирование потребителей о пред­приятии, его продукции и видах деятельности), а также всего остального населения страны (защита окружающей среды, участие в социаль­ных общегосударственных программах, отчис­ление средств в благотворительные фонды, фор­мирование социальной привлекательности пред­приятия) (рис. 1).

Похожие материалы

Информация о работе