Анализ представлений различных авторов [1; 3; 4] о сущности объекта и субъекта социальной политики государства позволяет уточнить объект социальной политики предприятия (все население, социальные общности), которые гетерогенны по составу, а именно: персонал предприятия, потребители продукции данного предприятия и общества в целом. Потребители продукта, по мнению авторов, являются наименее защищенными в случае, если предприятие ведет себя социально безответственно. В качестве субъекта социальной политики предприятия выступает руководство предприятия, а также все структуры предприятия, вырабатывающие принципы и нормы оплаты труда работников, социальные выплаты; следящие за условиями и охраной труда; отвечающие за квалификацию кадров, их подготовку и переподготовку; определяющие содержание и развитие социальной инфраструктуры, реализацию социальных программ; организующие коммуникационные связи предприятия с окружающей средой. При этом следует учитывать, что деятельность субъектов социальной политики предприятия непосредственно зависит от деятельности субъектов социальной политики государства и подчиняется ей.
Если представить классификацию видов политики в иерархической форме, то социальная политика будет находиться на третьем ее уровне, а социальная политика предприятия — на четвертом (рис. 2).
В сфере собственно социальной политики предприятия должны обеспечивать обязательные условия социальной поддержки персонала (минимальный уровень заработной платы; обязательное страхование по установленным нормативам — пенсионное, социальное, медицинское, по безработице; социальные выплаты и компенсации и т. д.). Вместе с тем предприятия могут создавать рабочие места, привлекательные для наемных работников своей высокой заработной платой, различными социальными благами (бесплатным питанием, возможностью получения долгосрочных беспроцентных кредитов и т. п.). Кроме того, социальная политика предприятия должна быть обусловлена еще и стремлением удовлетворить нужды и социальные потребности потребителей. Социальная политика предприятия направлена на население, которое является потенциальным потребителем, может быть достаточно пассивной и ограничиваться поддержанием коммуникативных контактов. Социальная политика предприятия способствует согласованию интересов предприятия и общества, что напрямую соотносится с концепцией социально-этичного маркетинга.
Необходимо отметить, что при разработке социальной политики предприятия необходимо также учитывать ценностные ориентации как потребителей, так и сотрудников предприятия. Изучение ценностных ориентации часто остается вне целей маркетинговых исследований, однако представляет собой важный аспект деятельности маркетолога, поскольку позволяет прогнозировать предпочтения потребителей, рационально распределять инвестиции, формировать социальную политику предприятия.
Итак, взаимосвязь социально-экономических и информационных аспектов маркетинговой деятельности обусловлена возможностями информации обеспечивать разработку и грамотное проведение эффективной социальной политики предприятия.
В статье усовершенствовано содержание социальной политики предприятия. Социальная политика предприятия, понимаемая как часть социальной политики государства, призвана обеспечить развитие не только экономических и социальных процессов как на самом предприятии, так и в окружающей средь а также способствовать увеличению благосостояния общества в целом. Формирование социальной политики предприятия целесообразно проводить на основе концепции социально-этичного маркетинга, посколч1 она содержит главные положения (удовлетворение желаний потребителя, достижение целей предприятия, учет долгосрочных интересов потребителей и общества в целом), которые являются основополагающими для долгосрочного и эффективного пребывания предприятия на рынке.
Таким образом, понятно, что информация стала активнейшим элементом рыночной инфраструктуры, фактором производства и товаром. Наличие или отсутствие рыночной информации определяет успех или неуспех предприятия как в производстве, так и сбыте продукции. Информация становится фактором, определяющим направленность и содержание остальной политики предприятия, основой социально--этичного маркетинга, чем обусловлена их тройственная взаимосвязь. Социально-этичный маркетинг возникает в результате развития общества, постепенного изменения его ценностей, и становится основой формирования социальной политики предприятия.
Экономическая эффективность и социальные достижения предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, в этом состоит диалектика социальных и экономических факторов. Поворот экономики к социальной сфере произошел не сразу. Сегодня наблюдается осознание необходимости повышения социальной ответственности предприятия перед обществом и обеспечение конкретных социальных потребностей (персонала, потребителей, обществ в целом), что обосновывает необходимость изучения направлений социальной политики предприятие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.