Персонал организации как объект менеджмента. Социально-психологические аспекты менеджмента персонала. Движение персонала. Социальное партнерство в организации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ТЕМА 1. ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1  Управление организацией в контексте организационного менеджмента

1.2. Эволюция концепций менеджмента персонала

1.3. Современные направления развития менеджмента персонала

1.1.  Управление организацией в контексте организационного менеджмента

Организационная система не может функционировать оторванно от других систем. Так она находится во внешней среде, включающей разнообразные силы и институты, определяющие ее деятельность. Речь идет о существовании системы рыночных институтов. Внутреннюю среду при этом составляют различные компоненты, определяющие все функциональные среды. Реализуемые организацией функции различны, однако все они закреплены за специализированными внутренними структурами (кадровая, производственная, маркетинговая), которые универсальны для большинства систем.

Таким образом для эффективной деятельности необходимо не только верно диагностировать силу воздействия институтов, но и четко определить особенности функционирования организации, что обусловливает результативная управленческая деятельность. Управленческая деятельность – системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации [Самыгин, Столяренко]. Известно, что без управления организации не существует. Управление в широком смысле включает в себя менеджмент, который трактуется в упрощенном понимании как умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [Самыгин, Столяренко], то есть вид деятельности по руководству людьми.

Термин “менеджмент” в Украине начали использовать в начале 90-х годов ХХ ст., что было обусловлено начавшимися рыночными преобразованиями, а его определение носило многоаспектный характер. Так, менеджмент – “это разновидность управления, которое соотносится только с управлением людьми (персоналом, коллективами работников, группами, организацией)” [К, М]. В Оксфордском словаре менеджмент определяется как способ и манера общения с работниками; власть и искусство руководить; умения и административные навыки организовывать эффективную работу аппарата; органы управления, административные единицы, службы, подразделения [Лафта].

Можно встретить такое определение менеджмента как «совокупность принципов, методов, функций и форм управления организациями, предприятиями, учреждениями с целью реализации стратегических планов, достижения эффективности производства и повышения прибыли» [Лафта].

В составе менеджмента выделяют рыд категорий, среди которых особое место занимает менеджмент персонала. “Менеджмент пероснала – это система видов деятельности, прежде всего управленческой, как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления” [Беляцкий]. В этом определении ключевым моментом является выделение системы видов деятельности. Другие исследователи делают акцент на влияние на персонал руководителей организации: “Менеджмент персонала – это действия руководства по формированию кадров организации, развитию работников, усовершенствованию организации труда, стимулированию, созданию безопасных условий труда” [Сам., Стол.]. Под руководством в этом случае понимается самостоятельная группа профессиональных менеджеров и топ-менеджеров, основные цели которых – повышение производственной, творческой отдачи, активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров.

Менеджмент персонала не правомерно отождествлять с управлением человеческими ресурсами, так как персонал в рамках менеджмента рассматривается с позиций субъектно-объектного

Похожие материалы

Информация о работе