Жизненный и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова, страница 7

Структура. Конкретные впечатления оформляются в виде эпиграфа и предшествуют всему стихотворению. Эпиграф дает вопрос, образ оппонента автора, тот, кто отвечает мальчику.

1-ая часть прямой связи с эпиграфом как будто не имеет. Это картины из окна. Поездка дает возможность передать движущийся пейзаж. Меняются картины. И этот движущейся пейзаж дает образ России в целом. И в чем-то аккомпанирует мысли, где-то еще в глубине. И параллельно с ней заоконные картины создают образ России.

2-ая часть – прямой ответ, кто строил железную дорогу. Детское восприятие необычно острое и видит мертвецов, слышит их песню. Она в высоком стиле, потому что должна дать высокий образ строителей дороги.

Некрасов нисколько не идеализирует их. Они пришли на строительство не для того, чтобы совершать подвиги, их привел голод. И когда видим отдельных людей, человека, потерявшего человеческий облик (белорус), тут же восхваляет народное терпение, народный труд. 2-ая часть заканчивается выражением надежды на хорошее будущее.

2-ая часть дает образы строителей дороги. Показано 2 стороны – высокие характеры и люди, доведенные до потери человеческого облика, и выражается уважение к людям труда. Здесь нет разоблачения народного терпения. Это апофеоз народного терпения. Именно народное терпение залог того, что «Выдержит все, что Господь не пошлет».

3-я часть резко переключает внимание – это монолог генерала, человека культурного, мыслящего, врага демократии, но такого врага, которого надо выслушать, его надо знать. Именно монолог генерала придаст всей теме новую широту. Первый вопрос, кто строил, отводится как детский. Возникает более сложный вопрос: а в чем роль народа в истории (Толстовский вопрос).

4-ая часть неожиданна, потому что она не содержит прямого ответа на вопрос генерала. В ней можно даже найти нечто в пользу генерала. Это только формальный ответ генералу. Конец работы и та награда, которые получили работающие, говорит об обмане, строители не получили ничего. Горечь оттого, что народ не в силах пока за себя постоять. И великий  народ имеет темную сторону – покорность.

Некрасов в стихотворении не дает никаких выводов. Он вообще не любит их. Он считает, что его поэзия должна будить мысль, отсюда часто кончает мысль ироничным обрывом.

Литература:

1. Лекции Альми И.Л.

Поэмы

Некрасовская лирика тесно связана  его поэмами. У Некрасова много поэм, но главные открытия связаны с так называемыми крестьянскими поэмами. Они стоят близко:

1861 – «Крестьянские дети»,

1863 – «Мороз, Красный нос», «Коробейники»,

1864 – «Кому на Руси жить хорошо».

В чем состоят эти главные открытия? Некрасов сумел построить большое стихотворное произведение на чисто крестьянском материале. Раньше казалось, что крестьянская жизнь не дает тем, чтобы наполнить поэму.

«Крестьянские дети» - пролог: прием многоголосья, крестьянские дети обсуждают барина. Сюжетная ситуация  - это недолгая встреча, радость внезапно наладившегося контакта. Сюжет создан Некрасовскими воспоминаниями о своих знакомствах с крестьянскими детьми, размышлениями о судьбе крестьянского ребенка. Подтекст всей поэмы – мысль о судьбе народа.

«Коробейники». Целиком царствует крестьянский мир. Некрасов сумел в этой поэме определяет образ читателя, на которого он ориентируется. Поэма посвящена другу - охотнику, крестьянину.