Жизненный и творческий путь Николая Алексеевича Некрасова, страница 2

Почему выигрывает Некрасов? (То же, что и Арбенин у Лермонтова). Он прошел страшную школу жизни. Он был выдержан и холоден. Все эти качества и давали ему свойства игрока. В игре расходовались его страстные силы, которые не находили выхода в жизни. Некрасов не считал свою жизнь нормальной. Свои знакомства в английском клубе он использовал, когда было необходимо.

Эта жизнь была полна компромиссов, что оставляет чувство горечи, создает позицию скольжения. И в жизни Некрасова был поступок, который он сам расценивал позорным.

С 66 г. пронесся слух, что «Современник» закрывают. Некрасов делает отчаянную попытку спасти: на публичном обеде читает оду в честь Муравьева – вешателя. «Современник» все равно был закрыт, но Некрасову казалось, что друзья смотрят на него с осуждением. И его муки все сгущались. Это скажется и в его болезни. У него был рак, и с ожиданием смерти растет глубочайшее неудовлетворенность, что «не так прожита жизнь». И рождается мысль, что он – поэт без читателя.

Некрасов все свои последние годы писал для народа, а народ не читал никого. Некрасов не надеялся, что его будут читать обеспеченные люди. К нему, больному, пришла студенческая демонстрация, чтобы показать, что у него есть читатель – разночинная молодежь. И до него дошли слова Чернышевского из ссылки о благодарности.

Жизни Некрасова – пестрая картинка, много непоследовательных, противоречивых мук. Но при всем этом, в Некрасове чувствуется какая-то особенная человечность. В нем чувствуется человек с его добрыми порывами, человеческими слабостями. И поэтому даже те, кто не соглашался с ним, принимали его как человека.

Достоевский поставил его сразу вслед за Пушкиным и Лермонтовым: «поэт с новым словом». Через страдания Некрасов открыл путь к народу, и он подлинный народный поэт.

 Что такое «новое слово»? Новаторство лучше всего чувствуется в лирике 40-х гг.

Новаторство.

Некрасов открывает новые темы, мир бедных людей деревни и города. Некрасов пишет о городе бедноты, первый поэт-урбанист.

«В дороге», «Тройка», «Огородник», «На улице», «В больнице», «Маша», «Свадьба», «В деревне», «Вино».

Эти стихотворения связаны с «натуральной школой». Но чтобы ввести эти темы в лирику, надо было изменить структуру лирического стихотворения. Некрасов меняет внутреннюю структуру лирического стихотворения.

Лирика – субъективный род литературы. Центр – лирическое «Я», лирический герой, т.е. отражение в различной степени самого поэта. Содержание лирики – это передача чувств и размышлений, т.е. лирическое стихотворение нельзя пересказать. Самая типичная форма лирики – это монолог от прямого «Я».

Что сделал Некрасов? Он поставил в центр не лирическое «Я», а образ условно называемый «лирическим персонажем. Это другой человек, который имеет свою историю. Поэтому стихотворениями Некрасова 40-х г. называют лирическими новеллами, их можно пересказать. И не такой символический сюжет, как в «Анчаре» Пушкина, бытовой сюжет.

Например, история огородника, который угодил на каторгу, девушки, которая мечтает о счастье. Появляются истории, сюжеты. Т.е. лирика Некрасова сближается с прозой, включает какие-то элементы прозы. Лирика Некрасова сближается с прозой так, что в ней остается и усиливается ее лирическая природа.

Сознание лирического героя уходит в подтекст, но оно окрашивает все стихотворение, им определяется главное, понимание стихотворения, его смысл определяет сознание лирического героя.

«В дороге» - рассказ в рассказе. Первое – с лирическим «Я» и 2 последних. Это обращение к ямщику с просьбой спеть или что-нибудь рассказать. В центре – рассказ ямщика. Это обыкновенный человек, среднего уровня сознания, человек, который привык искать причины своего несчастья вне себя самого. Поэтому начинает свой рассказ: «Сокрушила злодейка-жена». Далее следует рассказ о самой женщине. Она оказывается подлинной героиней. Это крепостная женщина, которая была обучена в дворянском доме и выдана за простого парня. Она выше и ниже крестьянского уровня.