Требования к изучающим предмет «Культурология», страница 8

9.  Когда в Европе появились: а) опера; б) ордерная система в архитектуре; в) профессиональный театр; г) балет; д) кино.

10.  Что Вас привлекает в творчестве художников-импрессионистов? Как Вы думаете, почему публика вначале оказала им прохладный прием?

ТЕМА 5. Проблемы развития и достижения культуры  восточных

славян (часть 1: дореволюционный период)

1.  Историко-культурные основы восточнославянского единства.

2.  Общее и особенное в культуре ВКЛ и Московской Руси.

3.  Противоречия в развитии  российской культуры Петербургского периода.

4.  Борьба за белорусскую национальную культуру.

Основные понятия:

Язычество, кириллица, глаголица, церковнославянский язык, летопись, иконопись, крестово-купольный храм, концепция «Москва – Третий Рим», старообрядчество, униатство, славянофилы, западники, художники-передвижники, композиторы из «могучей кучки», символизм, акмеизм, футуризм, модерн, «Мир искусства», «серебряный век» в русской культуре, газета «Наша Нива», издательство «Заглянет солнце и в наше оконце».

Основные имена

Кирилл и Мефодий, Владимир Святославич, Нестор, митрополит Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Иван Федоров, А. Никитин, Аввакум, Петр I, М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Н. Карамзин, Г. Державин, Ф. Волков, М. Казаков, В. Баженов, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Чехов, К. Брюллов, Н. Федотов, И. Крамской, В. Суриков, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, П. Чайковский, М. Глинка, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Н. Лобачевский, Д. Менделеев, Н.  Жуковский, А. Попов, И. Павлов, И. Мечников,, В. Докучаев, А. Блок, М. Врубель, В. Брюсов, В. Хлебников. И. Бунин, А. Скрябин, В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, П. Чаадаев, А. Хомяков, Н. Данилевский, К. Леонтьев. М. Горький.

Кирилл Туровский, Ефросинья Полоцкая, Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, В. Тяпинский, М. Смотрицкий, А. Филиппович, С. Полоцкий, К. Сементович, И. Копиевич, И. Хрептович, М. Огинский, А. Мицкевич, Я. Борщевский, В. Дунин-Марцинкевич, И. Хруцкий, К. Альхимович, Ф. Богушевич, Е. Карский, Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович, И. Буйницкий.

Контрольные вопросы

1.  Сравните между собой язычество Древней Руси и пришедшее ему на смену православие.

2.  Определите роль православия в развитии культуры  восточнославянских народов.

3.  Какое влияние на развитие русской культуры оказали: а) контакты с Византией; б) татаро-монгольское нашествие и золотоордынское иго; в) создание централизованного  Российского государства?

4.  Можно ли говорить о культурном  отставании Московской Руси от современной ей Западной Европы?

5.  Назовите ближайшие и долговременные последствия реформ Петра I для развития русской культуры.

6.  Почему XIX в. называют  «золотым веком» русской культуры?

7.  Объясните. В чем проявился противоречивый характер развития русской культуры в пору «серебряного века».

8.  Какие этапы в развитии белорусской культуры можно выделить?

9.  Что стимулировало, а что тормозило формирование самостоятельной белорусскоязычной культуры?

10.  Какие формы принимала борьба  за белорусскую национально-культурную самобытность в XIX – нач. XX в.?

Темы рефератов

1.  Язычество древних славян.

2.  Культурно-историческое значение  крещения Руси.

3.  Византийское наследие в русской культуре.

4.  Древняя Русь и Великая Степь: культурные аспекты взаимодействия.

5.  Древнерусская православная иконопись.

6.  Русские православные святые как образец для подражания.

7.  Православие и католицизм на белорусских землях.

8.  Униатство в истории и культуре Беларуси.

9.  Беларусь и польское культурное влияние.

10.  Культурные последствия петровских преобразований.

11.  Беларусь и Россия: история  культурного взаимодействия.