Требования к изучающим предмет «Культурология», страница 11

Основные имена, которые надо сгруппировать по специализации и постараться указать какие-то заслуги: Х. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, А. Камю, З. Фрейд, К.Г. Юнг, П. Пикассо, С. Дали, А. Матисс, М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, Д. Голсуорси, Т. Манн, Г. Грин, Х. Картасар, Г. Маркес, Л. Борхес, Г. Гессе, Б. Брехт, С. Беккет, А. Гауди, Ле Корбюзье, Г. Малер, А. Шенберг, Ж. Кокто, Ф. Феллини, И. Бергман, Л. Бунюэль, Э. Хемингуэй, Дж. Стейнбек, У. Драйзер, Дж. Толкиен, Дж. Поллок.

Контрольные вопросы

1.  Что такое научно-техническая революция? Когда она началась? Каковы были ее предпосылки?

2.  Ученый М. Борн говорил, что наука и техника, развиваясь, разрушили этический фундамент человечества. Прокомментируйте эту мысль.

3.  Нарисуйте «культурный портрет» формирующегося ныне  информационного общества.

4.  Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что в модернизме совершается дегуманизация искусства. В чем она выражается?

5.  Назовите важнейшие течения и видных представителей модернистского искусства.

6.  В чем сходство и различие между модернизмом и постмодернизмом?

7.  Вспомните крупнейших представителей реализма в искусстве ХХ века.

8.  Массовую культуру порой называют полукультурой и даже антикультурой. Согласны ли Вы с такими ее определениями?

9.  Что стимулирует, что сдерживает интеграционные процессы в культурной жизни современного человечества?

10.  Насколько серьезна, на Ваш взгляд, проблема «американизации» мировой культуры?

Темы рефератов

1.  НТР и глобальные проблемы современности.

2.  Культурное значение Интернета.

3.  Культурная роль телевидения.

4.  Нравственное измерение научно-технического прогресса.

5.  Мэтры модернистского искусства (П. Пикассо, С. Дали, Ф. Кафка …).

6.  Страхи и надежды массовой культуры.

7.  «Американизация» культуры: миф или реальная проблема.

8.  Образ человека в искусстве ХХ века.

9.  Основные тенденции в религиозной жизни современного человека.

10.  Феномен «новых религий».

11.  Идея кризиса культуры в европейской общественной мысли ХХ века.

12.  Ждут ли нас цивилизационные войны?

13.  Культура новейшего времени и угроза тоталитаризма.

14.  Молодежные субкультуры и контркультурные движения.

15.  «Сексуальная революция» как феномен культуры.

Литература

1.  Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2.  Актуальные проблемы культуры ХХ в. М., 1993.

3.  Бердяев Н. Кризис искусства. М., 1990.

4.  Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2002.

5.  Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995.

6.  Ильин И.А. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998.

7.  Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

8.  Исаченко И.И., Кочетов Г.Б., Могилевская И.М. Наука и техника против человека. М., 1985.

9.  Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973.

10.  Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

11.  Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки. М., 1989.

12.  Козловский П. Культура постмодерна. М., 1997.

13.  Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

14.  Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1978.

15.  Мировая культура и современность. М., 1991.

16.  Модернизм: анализ и критика основных направлений. М., 1997.

17.  Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

18.  Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.

19.  Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

20.  Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989.

21.  Постмодернизм и культура. М., 1991.

22.  Современное западное искусство: ХХ век. М., 1988.

23.  Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.