Технико-экономическая характеристика железнодорожного направления Барановичи-Минск- Орша и Минского железнодорожного узла, страница 5

В качестве источников информации при маркетинговых исследованиях пассажирских перевозок служат данные статистической отчетности и результаты социологических обследований (анкетирование, опрос, фокус-группы населения и др.). Обязательное направление маркетинговых исследований пассажирских перевозок – составления характеристики рынка транспортных услуг населению.

В 2000г. по заказу МПС России ряд ведущих социологических организаций провели маркетинговые исследования рынка транспортных услуг населению. Их результаты показали, что для абсолютного большинства респондентов  доступная цена, безопасность и скорость, экономия времени составляют главные приоритеты при  выборе вида транспорта. Для 66,6% пассажиров дальних поездов, 61,1%  пригородных, 72,2%  пользователи автомобильного транспорта и 76,2%  авиапассажиров эти факторы представляют первостепенное значение.

В число доминирующих причин выбора вида транспорта больше всего респондентов включили доступность цены. В связи с этим преимущество в цене билета и стоимости услуг может рассматриваться как важнейший фактор привлечения новых групп населения к пользованию железнодорожным транспортом.

Чтобы железные дороги заняли достойное место на рынке транспортных услуг, им необходимо изменить бытующее представление о себе как о второстепенном виде транспорта. Единственное средство достижения этой цели – реальный выбор услуг.

Необходимо помнить, что пассажиров интересуют транспортные услуги, а вагоны являются средством передвижения. До посадки в вагон возникает ряд вопросов, непосредственно касающиеся будущей поездки. Пассажиров интересует информация о поездах, процедура преобритение билетов, взаимоотношение с обслуживающим персоналом.

Информация о поездах, преобритение билетов и многое другое на железных дорогах осуществляется при помощи системы “Экспресс - 2”. К технологии функционирования  системы  “Экспресс - 2” зарубежные дороги проявляют повышенный интерес. В области информационных технологий на сети дорог  “Экспресс - 2” находится на передовых рубежах, а по функциональному развитию превосходит ведущие железные дороги мира. Однако недостаточная производительность ЭВМ не позволяет до конца охватить все технологические процессы управления пассажирским хозяйством. В связи с этим актуальной проблемой на дорогах России стал переход к использованию более мощных ЭВМ в новой системе  “Экспресс - 3”.Это позволит полностью решить проблему информации управления пассажирским комплексом. В структурном отношении  “Экспресс - 3” представляет собой большую гелонно-механическую систему коллективного пользования, включающую совокупность административных, технологических, программных и технических средств. Они позволяют в реальном масштабе времени производить массовое обслуживание пассажиров и управление перевозками с участием командного состава дорог и министерства. Данная проблема описана руководителем Департамента пассажирских сообщений МПС России  В.Н.Шотаевым и заведующим отделением пассажирских перевозок и АСУ ВШИИЖТА  Б.Б.Маргуном в журнале “Железнодорожный транспорт” за 98г. №4.

Повышение эффективности пассажирского комплекса и всех его подразделений подразумевает совершенствование деятельности всех его звеньев, приведение численности персонала в соответствии с объемом выполняемой работы.

Организация пассажирских перевозок в XXI веке должна идти по многим направлениям, включая и такое направление как совершенствование технических средств. В  XXI веке оснащения пассажирских вагонов должно проектироваться с учетом требований эргономики. В поездах должны быть предусмотрены системы связи, средства для отдыха и развлечений. Поезд должен стать центром деловой активности. Для этого потребуется определенная дизайнерская работа, переоборудование и создание соответствующей обстановки. Появятся отдельно вагоны для деловых встреч, проведения конференций, вагоны для определенных групп пассажиров. Фактически в поезде может быть то, чего нет в самолете или в автомобиле.