Культура Московской и Литовской Руси

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

        ТЕМА 13: КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ И ЛИТОВСКОЙ РУСИ

              1. Культура Московской Руси в  XIV – XVII вв.

        2. Культура ВКЛ в XIV – первой пол. XVII в.

              3. Культура ВКЛ в сер. XVII – кон. XVIII в.

        1. С XIV в. можно вести отсчёт истории собственно русского (великорусского) народа. Он формировался на северо-восточных землях бывшей Киевской Руси. Эта территория сильно пострадала от татаро-монгольского нашествия XIII в. и на долгое время попала в зависимость от Золотой Орды (улуса Джучи, западной части гигантской монгольской империи). Овладеть ею также пытались крестоносцы и литовские князья. О тяжёлой борьбе с иноплеменными захватчиками повествовали созданные в то время «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о граде Китеже» … Последнее произведение (оно было записано в XVIII в., а ранее передавалось изустно) подарило нам один из самых ярких и многозначительных образов русской культуры. Город Китеж, который ушёл под воду, чтобы не достаться врагам, и теперь ожидает на дне второе пришествие  Иисуса Христа, стал символом глубокой религиозности русских, их мечтательности и свободолюбия.

        «Воля вольная» до сих пор остаётся заветным идеалом русского  народа. Парадоксальным образом этот идеал сочетается со способностью вытерпеть довольно высокий уровень социального гнета. Московское или, как будут говорить позднее, Российское государство, на протяжении XIV – XVI вв. вобравшее в себя русские земли, отличалось строгой централизацией и дисциплиной. «Хоть страшно и грозно, а без царя нельзя!» - говорили московиты XVI в., современники первого русского царя Ивана IV Грозного, известного своей жестокостью. Отбиваясь от многочисленных врагов, они видели в сильной власти залог национального выживания…

          Объединению русских земель и возвышению Москвы посодействовала Православная Церковь. В начале  XIV в. русские митрополиты перенесли свою кафедру в Москву. В 1448 г. Русская Церковь объявила себя независимой от Константинополя, а в 1589 г. был избран первый Патриарх Московский и всея Руси. Церковь объявила Москву Третьим Римом – новой и последней столицей христианского мира («Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать», - писал в начале XVI в. монах Филофей, и эти слова стали  одной из ключевых формул российской государственной идеологии).

           В рассматриваемый период православие, безусловно, превратилось в одну из основных доминант культурного развития и важный элемент национального самосознания русских. Посреди частых войн и разорений люди привыкли искать утешение и ободрение в Церкви. Часто испытывая дефицит ресурсов, они, тем не менее, готовы были тратить изрядную их часть на то, чтобы строить новые храмы и наполнять свои дома иконами. Лучшие художники Московской Руси – это иконописцы Андрей Рублев (ок. 1360/70 – ок. 1430), Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405), Дионисий (ок.1440 – 1502/03). Среди самых известных построек – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы Московского Кремля, кремлевская же церковь - колокольня Ивана Лествичника («Иван Великий») и рядом с Кремлём построенный  Покровский собор (собор Василия Блаженного). Излюблённым чтением русских являлись жития святых, таких как Александр Невский, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Иосиф Волоцкий и т.д. В XVI в. под руководством митрополита  Макария были составлены обширные «Четьи – Минеи» («Чтения ежемесячные») - полный свод русской агиографии (житийной литературы).

           С середины  XVI в. границы России стали быстро уходить на восток – через Волгу, Урал, Сибирь, вплоть до Тихого океана. В отличии от западно-европейских колонизаторов русские не развернули на новых землях работорговлю и «охоту за скальпами», не навязывали туземным племенам свою религию и свой образ жизни. Русская культура продемонстрировала высокую пластичность и отсутствие того высокомерия, которое на Западе в конце концов породило расизм. В ней усилились восточные, азиатские влияния, о чём говорит, например, большое количество употребляемых русскими слов-тюркизмов (сарай, базар, сарафан, балык и т.д.).

         Что касается культурных связей с европейскими строками, то они были серьёзно осложнены вследствие религиозной розни православных и католиков (с XVI  в. ещё и протестантов), а также из-за острых военно-политических конфликтов России с ближайшими западными соседями. Полностью, впрочем, эти связи не прерывались. Так, перестройкой Московского Кремля в конце  XV – начале XVI вв. руководили итальянские архитекторы (Аристотель Фьораванти и др.). В XVII в. число иностранных специалистов (врачей, инженеров, военных и т.д.), приглашаемых на службу в Россию, значительно возросло. С их помощью власть пыталась приостановить отставание страны от Запада на ряду направлений культурного развития. О реальности такого отставания говорят следующие факты. Лишь в середине XVI в., т. е., через столетие после изобретения Гуттенберга, в Москве началось книгопечатание (русским первопечатником обычно называют Ивана Федорова, хотя у него были предшественники, чьи имена остались неизвестными). Только в середине 1687 г. в России появилась первая высшая школа – Славяно-греко-латинская  академия в Москве.  Россия оказалась на периферии научной революции XVI – XVII вв., в ней не появилось учёных, сопоставимых с Галилеем, Декартом, Ньютоном…

Похожие материалы

Информация о работе