Правовые основы управления в области охраны окружающей природной среды, страница 3

            Полномочия: готовит предложения по формированию государственной политики в области охраны Ок.Пр. среды; обеспечивает разработку и выполнение госпрограмм;  организует и осуществляет госэкологическую экспертизу; обеспечивает проведение мониторинга и кадастра, осуществляет госконтроль за соблюдением правил, лимитов, норм, квот, условий, режимов использования.

            В структуре Минприроды: госслужба заповедного дела, обеспечивает управление природно-заповедным фондом, организует ведение Красной и Зеленой книг Украины;

            Госэкоинспекция, которую возглавляет главный госинспектор, назначаемый Министром.

            Госмежрегиональная Азово-Черноморская экоинспекция, осуществляет управление в бассейнах морей, их континентальном шельфе и территориальных водах;

            Госинспекция по контролю за охраной, защитой, использованием и восстановлением  лесов.

            Госметеослужба, осуществляет контроль за качеством осадков, воздушного пространства.

            На местах – в АР Крым образован госкомитет по охране окр.при.среды, в областях управления, в районах и городах управления госэкологических инспекциях и госэкоинспекции.

            Участие общественности в управлении охраны окр.при. среды всегда находился в поле зрения законодателя. Привлечение общественности к управлению  является важным элементом политики государства. В это понятие входит не только общественные организации, но и граждане. Участие общественности в управлении регламентировано ст.21 ЗУ «Об охране окружающей природной среды».

Общественные организации имеют право: принимать участие в разработке программ; участвовать в проводимых проверках; проводить общественную экологическую экспертизу; вносить предложения по экологическим вопросам. 

            В Украине существует более 30 общественных экологических организаций, ассоциаций. Это такие как «Динамо», «Экология и мир», Зеленый мир,  Национальный экологический центр, общественный экологический совет и др. Важная роль принадлежит общественным инспекторам.

111.

            Управление охраной Окр.Пр средой реализуется с помощью функционального инструментария, т.е выполнения комплекса специфических функций. Различают общие функции управления и функции отдельных органов, также различают организационные (пространственно территориальное устройство объектов природы, ведение кадастров, планирование, прогнозирование), предупредительно-охранительные (мониторинг, экоаудит, экспертиза, экоконтроль), стабилизационные (экологическая стандартизация и нормирование, лицензирование).

            Пространственно-территориальное устройство объекта – в это понятие включается землеустройство, лесоустройство, индивидуализация природных объектов (недр, водных объектов). Это деятельность госорганов, направленных на проведение работ по организации использования, воспроизводства, охраны и защиты природных ресурсов, создание благоприятных условий для развития природы.

            Землеустройство-это совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на урегулирование земельных отношений (ст.181 Зем.Код).  Сущность землеустройства разработка проектов административно-территориальных образований и установление границ на местности (в натуре),разработка программ, составление схем землеустройства, разработка мероприятий по охране земель.

            Лесоустройство – это мероприятия по обеспечению эффективной охраны и защиты лесов. Проект лесоустройство разрабатывают лесоустроительные службы.

            Индивидуализация недр – пространственно-территориальное устройство недр. Формы и размер участка недр, ограничиваются натурными маркшейдерскими измерениями. Участок, который предоставляется в пользование для промышленной разработки, не связанной с добычей полезных ископаемых, называется горным отводом.

            Индивидуализация водных объектов осуществляется Госводхозом с помощью их паспортизации, в котором указывается – место нахождение, его состояние, характер использования, качество воды, необходимые мероприятия.