Система изучения спроса на потребительские товары в маркетинговых исследованиях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

 Система изучения спроса на потребительские товары в маркетинговых исследованиях

Спрос как маркетинговая категория

Анализ спроса на продукцию и услуги предприятия является одним из важнейших направлений экономического анализа в маркетинговой системе. Он универсален одновременно и на макроуровне, и на микроуровне. На макроуровне он помогает анализировать мировые цены и оценивать влияние мер государственного регулирования цен, контролировать эффективность внешней торговли стран и изучать их экономическое положение, предвидеть экономические забастовки и изменение политической ситуации.

На микроуровне (уровне отдельных предприятий) анализ спроса осуществляется на всех этапах управления: постановки цели, планирования будущих результатов, организации деятельности, контроля-анализа прохождения и достижения поставленных целей, передачи уточненной в результате отобранного решения информации для продолжения деятельности предприятия. Он присутствует во всех видах временного анализа хозяйственной деятельности – предварительном, оперативном и последующем.

В то же время, основной проблемой стратегического анализа рынка, построенного на основе маркетинговых исследований, является исследование закономерностей состояния и развития рынка, и, прежде всего покупательского спроса. Разработка маркетинговой стратегии товарного производства и сбыта товаров остро нуждается в научно обоснованных предсказаниях перспектив развития рынка и его потребностей, иными словами потребительского спроса. Появление понятия «спрос» исторически связано с развитием товарного производства и свойственными ему формами распределения и обмена, т. е. возникновением и функционированием рыночного хозяйства. Первоначально спрос трактовался как конкретное действие, осуществляемое для удовлетворения тех желаний, которые основаны на насущных потребностях [47]. Развитие капитализма, экономической мысли и фундаментальных научных исследований в области макро- и микроэкономики, создание различных базовых теорий формирования рынка объективно привели к теоретическому переосмыслению и созданию разнообразных трактовок категории «спрос». Начиная со второй половины XIX  века, проблема спроса исследовалась в работах представителей различных экономических школ. В результате был создан ряд теорий, объяснявших закономерности развития спроса, - теория поведения потребителей,  теория предельной полезности, теория предельных величин.

Развитие такой науки, как маркетинг, обусловило дальнейшее углубление и расширение исследования спроса. При определении спроса использовались такие понятия, как «желания», «потребность», «запрос» в совокупности с характеристиками  «платежеспособность», «покупательская способность», «деньги». Формирование и удовлетворение спроса базируется на тесном взаимодействии таких понятий как нужда, потребность, спрос, покупка (обмен, сделка) и потребление конкретного товара или услуги (рисунок 1).

 


Рисунок 1 - Схема формирования и удовлетворения спроса

Нужда – это надобность в чем-либо, которая должна быть удовлетворена; базовая характеристика потребности. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Спрос – конкретная потребность, предъявленная на рынке, т.е. потребность, обеспеченная деньгами. Процесс приобретения конкретного товара или услуги на рынке – это покупка, включающая две основные операции: обмен и сделку. Покупка – это результат приобретения права собственности на товар или услугу в соответствии со спросом. Заключительный этап удовлетворения спроса – непосредственное потребление товара или услуги. Таким образом, спрос может трактоваться как «конкретная потребность, представленная на рынке, т.е. потребность, обеспеченная деньгами» [45]. Следует отметить, что понятия «спрос» и «потребность» взаимосвязаны, но не тождественны. Различие между спросом и потребностью заключается

Похожие материалы

Информация о работе