3.1.3. Структура и содержание стратегического анализа
Важнейшими составляющими стратегического анализа3 являются исследования внешней (рыночной) и внутренней среды предприятия. В оперативной деятельности в задачи стратегического анализа входит мониторинг состояния предприятия и внешней среды по важнейшим показателям, изменение которых сигнализирует о необходимости коррекция стратегического курса или инициации нового цикла стратегического планирования. Таким образом, стратегический анализ на предприятии является непрерывным процессом. В соответствующей фазе стратегического планирования (фазе разработки корпоративной стратегии) его интенсивность возрастает. Основной задачей стратегического анализа в этой фазе планирования является определение рассогласования компетенций предприятия с реальными рыночными возможностями и угрозами.
Проведение стратегического анализа чаще всего является обязанностью маркетологов и осуществляется в рамках аналитической функции маркетинга. Реже на предприятиях имеется специальная группа стратегического планирования, непосредственно подчиненная высшему руководству. Однако и в этом случае трудно представить процесс стратегического анализа без маркетинговой информации и маркетинговых баз данных. Отсутствие предварительно собранной и систематизированной информации о рыночной среде предприятия может недопустимо затянуть процесс стратегического анализа, что чревато охлаждением руководителя к стратегическому планированию в целом.
Надо отметить, что процедура стратегического планирования еще достаточно нова для российских предприятий и сомнения в ее целесообразности посещают многих руководителей. Слишком тщательный сбор информации, стремление довести большинство анализируемых показателей до количественного выражения, как это ни парадоксально, также может привести к негативному результату, известному как «паралич анализа». Более важной в стратегическом планировании является качественная информация, позволяющая выявить тенденции развития ситуации.
Помимо изучения вторичных источников к стратегическому анализу полезно привлекать менеджеров высшего звена и функциональных подразделений предприятия, выступающих в таком случае в качестве экспертов по рынку. Вовлечение менеджеров в процессы маркетинга способствует лучшей ориентации предприятия в рыночной ситуации. Работа проводится методом групповой экспертизы с привлечением рыночной информации, предварительно собранной маркетологами.
Такой прием позволяет резко сократить бюджет проекта, поскольку исключаются дорогостоящие исследовательские процессы. Конечно, о качестве такой информации можно спорить. Но где гарантия, что во много раз более дорогая информация, полученная в ходе заказных исследований, будет во столько же раз качественнее? Консультационная практика автора позволяет утверждать, что экспертные группы, составленные из менеджеров одного предприятия, способны формулировать вполне репрезентативное мнение по поводу отраслевого рынка. << На обобщенной схеме проведения стратегического анализа (рис. 3.3) верхний ряд (шаги 1-3) позволяет ответить на вопрос «Где мы?», т.е. оценить состояние рынков предприятия, а нижний ряд (шаги
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.