1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Цель курса «Товароведение, экспертиза и стандартизация» в системе подготовки маркетолога — освоение студентом необходимого теоретико-прикладного и вероятностно-статистического аппарата, помогающего анализировать, моделировать и решать теоретические и прикладные задачи в сфере товароведения, экспертизы и стандартизации, используя в случае надобности ПК. Конечная цель – формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков по использованию современных моделей качества продукции при анализе, расчете, прогнозировании и принятии решений в деятельности экономиста-маркетолога.
Задачи курса «Товароведение, экспертиза и стандартизация» связаны:
- с реализацией ГОС ВПО по подготовке маркетологов к работе в организациях и предприятиях различных форм собственности, органах управления различного уровня, на предприятиях, фирмах, банках, биржах и др.;
- с выработкой умений оценивать качество реально протекающих процессов, классификации и распознавании продукции и услуг, ассортимент и номенклатуру товаров;
- с овладением основными знаниями в сфере экспертизы и стандартизации.
Программа отвечает требованиям ГОС ВПО в области товароведения, экспертизы и стандартизации, разработанных для маркетологов.
В результате изучения курса студенты должны:
Знать – информацию, связанную с потребительскими свойствами продукции и услуг; моделями оценки качества и конкурентоспособности продукции; спецификой и сущностью видов экспертиз, основных международных и российских стандартов по качеству – ГОСТ Р., ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 18000 и др.
Уметь применять знания в практике классификации, продвижения и обращения товаров на рынке, оценки качественных и конкурентоспособных товаров, работ и услуг, их сравнения с другими с получением количественных и качественных показателей, свойств и характеристик.
Иметь представление о технических, технологических, экологических, социально-экономических свойствах товаров, их применения, эксплуатации и ликвидации; специфике обращения с импортными товарами, измерении их свойств и характеристик, особенности метрологического обеспечения, структуре органов стандартизации и экспертизы за рубежом и в РФ.
Приобретение соответствующих знаний, выработка умений и навыков применения современных методов анализа и оценки качества товаров, оценки их конкурентоспособности, практического решения задач с применением информационных моделей, присущих данной дисциплине, позволит специалисту уверенно действовать в рыночных условиях.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы лекций и практических занятий |
Кол-во часов |
|
ЛК |
ПР |
||
1. |
Введение. Роль и значение курса в формировании маркетолога, анализе оценки состояния товарных рынков, Связь с другими дисциплинами, их взаимосвязь и взаимопроникновение. Методология исследования товаров, услуг и работ |
2 |
1 |
2. |
Потребительные свойства продукции. Продукция, ее морфология и аксиология. Товар как источник удовлетворения потребностей человека. Технический анализ товаров и средств производства на рынке. Факторы, влияющие на свойства товаров, работ и услуг, их взаимозаменяемость с учетом потребительского эффекта |
2 |
|
3. |
Анализ, классификация и кодирование товаров Система описания и кодирования продукции. Способы классификации и классификаторы товаров и услуг. Методы обеспечения качества производственно-экономических процессов в создании и реализации товаров |
2 |
1 |
4. |
Ассортимент товаров. Разновидности ассортимента товаров, факторы и принципы его формирования. Показатели оценки рациональности и результативности в реализации рыночного спроса и предложения, проявлениях факторов научно-технического прогресса. Управление ассортиментом продукции и номенклатурой товаров в условиях жесткой конкуренции и факторы, обеспечивающие стабильное положение на рынке |
2 |
1 |
5. |
Качество товаров, свойства и показатели оценки качества Добавленная ценность, полезность товаров и выгоды от них. Факторы влияние на качество процессов производства, упаковки, хранения, обращения и эксплуатации товаров. Управление этими процессами в соответствии с отечественными и международными стандартами |
2 |
1 |
6. |
Конкурентоспособность товаров Понятия, характеристики и критерии конкурентоспособности товаров на рынках. Методы и модели оценки реальной конкурентоспособности продукции. Учет рыночных и потребительских факторов в оценке конкурентоспособности товаров, работ и услуг. Связь качества и конкурентоспособности продукции |
2 |
1 |
7. |
Виды и средства информации о товаре Информация о товарах, виды, средства, способы информирования потребителей. Документация, маркировка, реклама товаров. Требования к средствам информации о товаре. Законодательно-правовые основы обеспечения потребителей информацией |
2 |
1 |
8. |
Экспертиза товаров. Организация и порядок ее проведения. Цели, виды и особенности проведения экспертиз товаров. Методы распознавания и фальсификация отдельных товаров. Документальное обеспечение экспертиз и их последствия в сферах жизнедеятельности человека и общества. Лицензирование, аттестация и аккредитация |
2 |
1 |
9. |
Стандартизация, метрология и сертификация продукции Понятия и роль стандартизации, метрологии и сертификации продукции в жизни общества. Государственные и международные органы и контроль в этой сфере. Ответственность субъектов рынка за нарушения обязательных и добровольных процедур стандартизации, метрологии и сертификации продукции. Международные стандарты ИСО и отечественные ГОСТ Р в оценке импортируемой продукции. Международное сотрудничество в стандартизации, метрологии и сертификации продукции |
4 |
|
5. |
Итого |
20 |
8* |
* |
Практика может проводиться с использованием компьютерных прикладных программ и универсальных пакетов |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.