Микроэкономика: Пособие для самостоятельной работы студентов (Теоретико-методические основы содержания курса и задания контрольных работ)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

—————————————————————————

Кафедра экономики торговли

МИКРОЭКОНОМИКА

Пособие

 для самостоятельной работы студентов заочной формы

 обучения специальности 1-25.01.07 «Экономика и управление

на предприятии», специальности 1-26.02.02 «Менеджмент»

(теоретико-методические основы содержания курса

и задания контрольных работ)

Гомель 2004

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

—————————————————————————

Кафедра экономики торговли

МИКРОЭКОНОМИКА

Пособие

 для самостоятельной работы студентов заочной формы

 обучения специальности 1-25.01.07 «Экономика и управление

на предприятии», специальности 1-26.02.02 «Менеджмент»

(теоретико-методические основы содержания курса

и задания контрольных работ)

Гомель 2004

Авторы-составители:

Валентина Васильевна Кугаева, к.э.н., доцент кафедры экономики торговли (темы 1, 3, 4)

Светлана Николаевна Лебедева, к.э.н., доцент (содержание дисциплины)

Анатолий Зиновьевич Коробкин, к.э.н, доцент (содержание дисциплины, темы 2, 3.1)

Александр Иванович Трифунтов, к.э.н. (темы 1-4)

Татьяна Владимировна Малашенко, ассистент кафедры экономики торговли (тема 4)

Рецензенты:

Людмила Васильевна Мисникова, к.э.н., профессор, проректор по учебно-методической работе БТЭУ;

Ольга Ярославовна Потехина, к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономических теорий ГГТУ им. П.О. Сухого

Рекомендовано научно-методическим советом УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Протокол №     от 

Микроэкономика: Пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения специальности 1-25.01.07 «Экономика и управление на предприятии», специальности 1-26.02.02 «Менеджмент» (теоретико-методические основы содержания курса и задания контрольных работ) / Авторы-составители: Кугаева В.В., Лебедева С.Н., Коробкин А.З., Трифунтов А.И.,  Малашенко Т.В. — Гомель: УО «Белорусский торгово-экономический  университет потребительской кооперации, — 2004. — 89 с.

     © Коллектив авторов, 2004

©УО «Белорусский торгово-экономический  университет

потребительской кооперации, 2004

Пояснительная записка

В условиях рыночной экономики значительно повышаются требования к результатам работы экономической службы предприятия. Для принятия правильных экономических решений необходима система экономических знаний, основу которых и призван заложить курс «Микроэкономика».

Основное внимание микроэкономика уделяет производству и цене конкретного продукта, численности занятых рабочих, выручке или доходу отдельного предприятия, его расходам и т.д.

Цель изучения данной науки — выработать экономическое мышление, развить у человека экономическое восприятие, то есть восприятие с позиции соотношения «издержки-выгоды», обосновывать оптимальные  экономические решения. Принимая решение о том, как потратить свое время или деньги, какие продукты покупать, какие товары производить и продавать и по какой цене, всегда следует сопоставлять возможные выгоды с издержками. В курсе «Микроэкономика» изучаются экономические показатели предприятия, действующего в условиях функционирования рыночных отношений, а также экономические категории, характеризующие работу отдельных обособленных хозяйственных субъектов.

При всей своей практической полезности микроэкономика представляет собой общеэкономическую, а не узкопрофессиональную дисциплину. В отличие от бухгалтерского учета, финансов и маркетинга микроэкономика не является в первую очередь наукой о том, как делать деньги. Значение ее заключается в понимании общих подходов к управлению экономическими процессами и оказании помощи в определении хозяйственной политики, принятии решений о покупке товаров (что купить и в каком количестве), в определении курсов ценных бумаг и т.п.

Задания для выполнения контрольных работ разработаны в соответствии с базовой программой курса «Микроэкономика» для студентов специальностей «Мировая экономика», «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент».

Вопросы контрольной работы предусмотрены по следующим темам:

1.  Основы теории спроса и предложения;

2.  Теория потребительского поведения;

3.  Основы теории предприятия;

4.  Особенности ценообразования на различных типах рынков и рынке факторов производства.

Цель контрольной работы — закрепить и расширить материал лекционного курса; научить с помощью аналитических приемов принимать обоснованные экономические решения; привить умение и навыки анализа рынка в целом и отдельных его сегментов, а также предприятий, действующих в условиях развивающихся рыночных отношений.

Студенты должны самостоятельно анализировать различные экономические ситуации, производить необходимые расчеты, принимать экономические решения, наиболее оптимальные с точки зрения  эффективной работы предприятия, приводить конкретные примеры из практики.

Контрольная работа состоит из теоретического вопроса и трех практических заданий.

Вариант каждой работы определяется каждым студентом в зависимости от двух последних цифр порядкового номера личного дела студента (см. таблицу). Например, шифр студента Э2-1254. Последние две цифры 5 и 4 определяют номера необходимых вопросов и заданий (9, 87, 105, 81).

Незачтенные контрольные работы должны быть доработаны с учетом замечаний, сделанных при рецензировании, и представлены на повторную проверку.

При предоставлении работы на повторное рецензирование обязательно прилагается незачтенная работа с рецензией на нее.

Зачтенная контрольная работа сохраняется и предъявляется студентом преподавателю при сдаче экзамена по курсу.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пп

Наименование темы

Количество часов

всего

в том числе

лекции

семинарские и практические занятия

Введение

2

2

¾

1

Основы теории спроса  и предложения

12

6

6

2

Теория потребительского поведения

4

2

2

3

Основы теории предприятия, всего,

в том числе:

30

16

14

3.1

Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия

6

4

2

3.2

Издержки предприятия и экономические решения

6

2

4

3.3

Доходы и издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах

10

6

4

3.4

Прибыль предприятия

8

4

4

4.

Особенности ценообразования на различных типах рынка и на рынке факторов производства, всего, в том числе:

20

10

10

4.1

Ценообразование на различных типах рынка

4

2

2

4.2

Особенности ценообразования на рынке труда

4

2

2

4.3

Ценообразование на рынке капитала

8

4

4

4.4

Ценообразование на рынке земли

4

2

2

И Т О Г О

68

36

32

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основы теории спроса и предложения

Понятие спроса. Термины "спрос" и "величина спроса". Закон спро­са. Передвижение по кривой спроса. Сдвиги кривой спроса, факторы, влияющие на спрос (изменение цены товара-субститута и товара-комплемента, изменение доходов потребителей, изменение ожиданий и изменение вкусов).

Предложение, закон предложения. Сдвиги кривой предложения, факторы, влияющие на предложение (изменение технологии, измене­ние цен на ресурсы, изменение цен на другие товары, изменение

Похожие материалы

Информация о работе