третьей главе надо показать пути повышения эффективности маркетинговых коммуникаций.
Литература
Основная
Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Вильяме, 2002. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, 1995.
Дополнительная
Голубкова Е.И. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финиресс, 2003.
Васильев Г.А., Поляков В.А. Основы рекламной деятельности. — М.: ЮНИТИ, 2004.
Синяева И.М. Паблик рилейшичз в коммерческой деятельности. — М.: ЮНИТИ, 2003.
Журналы: «Маркетолог», «Маркетинг», «Риск», «Маркетинг в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России».
Компьютерная игра «Касатка».
Приложение
Цифровой, графический и математический материал к выполнению курсовой работы
Наименование мероприятия |
Средние затраты в месяц, тыс. руб. |
1. Аренда контрагентом площадей и витрин в магазинах |
за 1 место — 3 за 15 мест — 45 |
2. Подготовка POS-материалов на арендованные торговые площади |
8 |
3. Обеспечение эффективной выкладки на витринах |
2 |
4. Увеличение представительности в местах продаж в течение действия бизнес-плана |
— |
5. Проведение рекламных акций среди покупателей |
10 |
6. Проведение обучения и тренингов среди продавцов |
10 |
7. Принятие в штат консультантов |
5 |
8. Оптимизация ассортимента представленной продукции |
10 |
9. Итого в одном населенном пункте с численностью не выше 500 тыс. человек |
60—90 |
10. Итого ежемесячно в одном населенном пункте с численностью свыше 1 млн. человек |
100—150 |
Разрабатывая программу по проведению продукции, следует учитывать, что вся региональная рекламная политика должна осуществляться с учетом государственной и региональной специфики по согласованию с дирекцией маркетинга и рекламы.
Таблица 2
Перечень рекламных мероприятий, проведенных в одном полугодии
Наименование мероприятия |
Ориентировочные затраты в месяц, тыс. руб. |
1. Маркетинговые исследования |
60 |
2. Медиа-планирование |
Без инвестиций |
3. Реклама в прессе — газеты — журналы |
260 260 |
4. Печатная реклама — проспекты, каталоги — листовки — информационные письма |
45 34 11 |
5. Реклама в средствах вещания —радио — телевидение — кабельное телевидение |
960 60 900 |
6. Прямая почтовая рассылка |
32,4 |
7. Наружная реклама — крупногабаритные плакаты — газосветные установки, дюралайт — роллеры и т.д. |
60 44 16 |
8. Реклама в транспорте |
64 |
9. Реклама на местах продажи — витрины — POS-материалы |
36 25 11 |
10. Скрытая реклама в виде статей о товарах |
25 |
11. Участие в благотворительных акциях |
50 |
12. Оценка результатов проведенной рекламной кампании |
Без инвестиций |
Итого |
9600 |
Общая стратегия проведения рекламной кампании
Введение в действие рекламной кампании, направленной на конечного потребителя и, как следствие, на подъем интереса дилеров в регионе к следующим закупкам в плановых объемах, необходимо начать в сезон продаж, т.е. в период с декабря по апрель, и затем вновь с октября. Предполагается охватить основные точки рекламного вещания на покупателя с учетом бюджета, не превышающего 4—5% объема продаж. В первую очередь это реклама именно в крупных городах, где концентрируются крупные оптовики-дилеры и розничные торговые сети.
В печатных изданиях должны быть освещены как внешние данные продукции, так и ее содержание. Тематические статьи и другая рекламная информация должны донести конечному потребителю всю информацию, касающуюся продукта и выгоды его покупки. Необходимым представляется проведение выставочных мероприятий и акций по продвижению продукции в крупных розничных сетях.
Предприятием активно проводилась широкомасштабная акция, направленная на стимулирование сбыта туалетного мыла, включавшая в себя рекламу на телевидении и радио, в печати и метро. В результате проведенной в феврале—марте (см. табл. 3) кампании продажи мыла уже с апреля произошел рост продаж в среднем на 66%.
Диаграмма динамики продаж туалетного мыла
Список проведенных мероприятий приведен в табл. 3.
Таблица 3
План проведения акции стимулирования продаж туалетного мыла в г. Москве
Реклама, изготовление |
|||||
и размещение |
Сроки размещения |
Бюджет, у.е. |
|||
1 |
2 |
3 |
|||
I |
этап |
||||
1. Публикация информации для опто- |
С 12 апреля по 21мая |
1000—1500 |
|||
виков об условиях проведения акции: |
|||||
— в издании для оптовиков «Бытовая |
Один раз в неделю |
||||
химия» |
4 выхода |
||||
(прайс-лист, две статьи, |
|||||
цветная полоса с ассорти- |
|||||
ментом мыла) |
|||||
— в издании для оптовиков «Товары |
Один раз в неделю |
||||
и цены» |
|||||
— прямая рассылка дилерам |
3 выхода в течение 10 |
||||
дней |
|||||
2. Информация для потребителей: |
Апрель |
||||
— разработка специального логотипа |
200—800 |
||||
«Акция ОАО КО "Свобода"» |
|||||
— печать стикеров для магазинов |
2000 |
||||
«Здесь проходит акция» |
|||||
— разработка и печать стикеров для |
|||||
размещения в метро |
|||||
3. Размещение на ТВ: 60-секундные |
С 23 апреля по 29 апреля |
78 000 |
|||
ролики; сюжеты о характеристиках |
3—4 выхода и день |
||||
мыла (5 сюжетов); спонсорство «луч- |
|||||
шая новость недели»; 10-минутные |
|||||
сюжеты на каналах «Московия», ОРТ, |
|||||
ТВЦ, ТВ-6 |
|||||
4. Размещение 15—60 секундных |
Апрель—май |
35 100 |
|||
роликов на канале ТНТ (охват Моск- |
3 выхода в день |
||||
вы и регионов) |
|||||
5. Размещение в программе «Метео |
Апрель—май |
31800 |
|||
ТВ» канал НТВ |
3 выхода в день |
||||
I |
2 |
3 |
|||
II этап |
|||||
6. Размещение на ТВ 15-секундных роликов рекламы мыла (каналы ТВЦ, ТВ-6) |
С 1 мая по 14 мая 5 выходов в день |
21700 |
|||
7. Объявление в газете «Центр+» о начале акции с 21 мая |
С 14 мая по 10 июня 3 выхода за три недели |
900 |
|||
III этап |
|||||
8. Размещение в программе «Метео ТВ» (канал НТВ) |
Июнь |
30 700 |
|||
9. Размещение на ТВ: 15—60-секунд-ных сюжетов о характеристиках мыла (6 сюжетов); «Метео ТВ» (ролик + устное объявление + заставка); спонсорство «лучшая новость недели»; 10-минутные сюжеты на каналах «Московия», ОРТ, ТВЦ, ТВ-6 |
С 14 мая по 28 мая 3—4 выхода в день |
78 000 |
|||
10. Размещение стикеров в метро на трех линиях |
С 16 мая по 16 августа |
50 000 |
|||
Итого |
331 700 у.е. |
||||
Описанные этапы поддерживались широкой кампанией на радио. Это были информационные передачи, игры, призы, видеоролики, репортажи с мест продаж.
Каналы — «Авторадио», «Наше радио».
Бюджет — 30 000 у.е.
Основная идея рекламной кампании — популяризация ассортимента туалетного мыла. Рекламная продукция в местах продаж должна быть унифицирована и нести элементы фирменной символики. Существует огромный арсенал средств рекламы, которые можно размещать в местах продаж, — это фирменные стойки, макеты, муляжи, светотехническая реклама и пр. Колоссальное количество рекламоносителей и их комбинации позволяют эффективно реализовывать нетривиальные рекламные идеи в целях максимального привлечения потока покупателей. Выбранный способ стимулирования потребительского спроса на мыло — проведение акции в местах розничной продажи в г. Москве: «При покупке пяти кусков мыла шестой дается в подарок». Сроки проведения — с 14 мая по 30 июля. Ожидаемый результат — повышение продаж мыла по московскому региону на 50%, по другим регионам на 20%.
Самой дорогой, но и самой эффективной стала реклама на телевидении. Была проведена рекламная акция на TV (канал ОРТ) по продвижению зубной пасты «Пародонтол». Были разработаны спонсорские ролики и объявления, размещенные в программе «Доброе утро» (прогноз погоды), «Здоровье», «Русская рулетка», «Человек и закон», а также в художественных фильмах и сериалах. Рекомендуется представить план размещения рекламных сообщений на канале ОРТ.
Тема 6. Планирование рекламной деятельности —
важнейший элемент маркетинговых коммуникаций
В зависимости от спроса и предложения план предусматривает проведение рекламных мероприятий по конкретному товару или услуге. Планы по рекламе позволяют предприятию заранее определить программу действий в соответствии с изменяющимися условиями на рынке товаров.
Этапы планирования рекламной работы
♦ Сбор и изучение необходимых данных о товаре, рынке, потребителях;
♦ Определение цены рекламы и наиболее эффективных ее средств;
♦ Подготовка подробного плана рекламных мероприятий (выбор времени и места, последовательность, порядок проведения и т.д.);
♦ Разработка плана художественного оформления;
♦ Составление графиков по срокам размещения заказов и подготовки материалов;
♦ Разработка финансового плана;
♦ Организация контроля за выполнением плана и изучение эффективности.
Процесс создания эффективной рекламной работы, как правило, длится 10—12 месяцев и состоит из следующих операций:
1. Исследование товаров и анализ полученных данных с точки зрения их достоверности и полноты — 10 дней.
2. Исследование имеющейся рекламы магазина и конкурентов — 40 дней. Разработка стратегии рекламной работы — 15 дней.
3. Разработка текстов и художественного оформления — 30—40 дней.
4. Исследование эффективности созданных рекламных посланий и внесение исправлений после получения результатов испытания текста — 20 дней.
6. Утверждение стратегического плана и конкретных рекламныхмероприятий высшим руководством — 10 дней.
7. Внесение исправлений по результатам утверждения и указаниям высшего руководства— 10—15 дней.
8. Подготовка экземпляров рукописей для типографии, комплектация оригиналов иллюстраций, передача в типографию — 20 дней.
9. Типографские работы — 60 дней.
10. Вычитка верстки, ее исправление в типографии — 40—60 дней.
11. Утверждение сигнального экземпляра в тираж — 10 дней.
12. Получение тиража, рассылка по указанным фирмой адресам —30—45 дней.
Итого: 295—345 дней, или 10—12 месяцев.
Организация и планирование рекламной работы нацелена на то, чтобы как можно точнее передать торговый профиль магазина и привлечь как можно больше покупателей.
Для проведения рекламной работы составляется бюджет маркетинга, из него выделяются средства на рекламу, чтобы иметь представление о предстоящих затратах. Расходы на маркетинг составляют 14% от оборота компании, то есть около 14 мдн. долл.
Бюджет маркетинга представлен в таблице 1.
Как видно из табл. 1, основной удельный вес (30%) составляет реклама. Рекламный бюджет — 4,2 млн. долл.
Итак, на сумму выделенных средств на рекламу предложен определенный объем рекламного продукта (табл. 2).
Тема 8. Паблик рилейшинз как элемент системы маркетинговых коммуникаций
Компания работает на рынке с 1996 г. и специализируется по следующим направлениям:
- подбор персонала для предприятий индустрии гостеприимства (рестораны, гостиницы, предприятия общественного питания);
Бюджет маркетинга
Статья расходов |
Удельный вес, % |
Сумма, млн. долл. |
Исследование финансово-хозяйственной деятельности |
20 |
2,8 |
Анализ рынка |
15 |
2,1 |
Сбытовая политика |
15 |
2,1 |
Ценовая политика |
10 |
1,4 |
Реклама |
30 |
4,2 |
Оценка конкуренции |
10 |
1,4 |
Итого |
100 |
14 |
Таблица 2
Бюджет рекламы
Статья расходов |
Удельный вес, % |
Сумма, млн. долл. |
Наружная реклама |
16 |
0,672 |
Печатная реклама |
15 |
0,63 |
Реклама в СМИ (пресса, телевидение) |
50 |
2,1 |
Почтовая реклама |
6 |
0,252 |
Реклама в Интернете |
8 |
0,336 |
Реклама на радио |
5 |
0,21 |
Итого |
100 |
4,2 |
— консалтинг в сфере гостеприимства (разработка концепций как открывающихся, так и уже существующих заведений);
— определение основных направлений развития заведения (определение целевой группы потребителей услуг и пр.);
— проведение тренингов и мастер-классов (в основном для региональных клиентов).
— Отделом маркетинга компании было проведено исследование рынка услуг в сфере индустрии гостеприимства, включающее в себя сег ментирование рынка и анализ конкурентной среды. На основе полученных данных был разработан план рекламной кампании, который включал в себя пять этапов:
I. Формирование целей.
II. Выбор целевой аудитории.
Ш. Определение мероприятий кампании.
IV. Осуществление мероприятий.
V. Контроль за кампанией и оценка ее эффективности.
1этап
Цель данной рекламной кампании — увеличение рыночной доли агентства, повышение информированности о компании целевым сегментом на 30%, создание благоприятного имиджа у целевого сегмента, поддержание лояльности потребителя к агентству в связи с возросшей конкуренцией и увеличение объема заказов на предоставляемые компанией услуги.
II этап
Так как основной целью данной рекламной кампании является создание благоприятного имиджа компании, то в качестве основных целевых аудиторий были выделены следующие:
— «лояльные потребители другой торговой марки» (которые регулярно пользуются услугами другого агентства);
— «непостоянные потребители торговой марки» (которые пользуются услугами как нашего, так и другого агентства).
Наряду с этим была проведена сегментация по географическому признаку. В результате проведенных исследований выявлены следующие характеристики целевой аудитории:
— «лояльные потребители другой торговой марки»;
— «непостоянные потребители торговой марки», располагающиеся в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
III этап
На основании полученных данных был разработан комплексный план рекламной кампании, включающий в себя медиа-план, PR-кампанию, участие в специализированных выставках и проведение мероприятий по стимулированию продаж. План разработан на период с февраля по декабрь.
IV этап
1. Медиа-план
Медиа-план рекламной кампании включал в себя рекламу печатных изданиях (газеты, специализированные журналы), интернет-рекламу, выпуск полиграфической продукции (см. таблицу).
Таблица Медиа-план
Газеты. Один раз в месяц в газете «Moscow Times» публиковалось рекламное объявление о поиске шеф-повара — иностранца. В результате откликов на него агентство получало новые контакты (так как привилегированные сотрудники ресторанов становились эффекгивным каналом донесения информации об агентстве до его владельцев, управляющих). Один раз в квартал размещалось объявление в газете «Herald Tribune», выходящей в Европе (Германия, Франция, Италия).
Специализированные журналы. Реклама о предоставляемых услугах, информация об агентстве размещалась в журналах, имеющих узкую специализацию — ресторанный и гостиничный бизнес: «Ресторанный бизнес», «Ресторатор», «Ресторанный мир ЭКСПО», «Вы и Ваш ресторан». Рекламное объявление в этих изданиях выходило с периодичностью один раз в месяц. Указанный вид рекламы является наиболее эффективным для данного вида деятельности, так как, не требуя значительных финансовых вложений, полностью охватывает целевую аудиторию (все перечисленные выше издания попадают «прямо в руки» управленцам ресторанов, то есть непосредственным клиентам агентства).
Интернет-реклама. На этом этапе совместно с системными администраторами разрабатывались следующие направления.
— Web-сайт компании. Полная
реструктуризация сайта: разработка фирменного стиля и соответствующее оформление
сайта, добавление информативных
разделов (для кандидатов — список имеющихся вакансий на текущую неделю, полезные статьи типа «Как составить резюме», «Как вести себя на интервью»; для
специалистов индустрии
гостеприимства — аналитические и обзорные материалы в этой
области; для работодателей — полная информация о комплексе оказываемых услуг, гарантиях, сроках и т.п.), открытие
форума, на котором обсуждаются
актуальные темы; типа «Что такое модный ресторан?», выпуск постоянно обновляемой
ленты новостей и др.
— Реклама агентства на профильных сайтах о работе(www.profry.ru, www.mainjob.ru).
— Поисковые системы. При задании в поисковых системых ключевого слова (повар, ресторан, официант и т.п.), сайт агентства показывался в первых десяти пунктах (www.arsenal-moscow.ru).
Полиграфическая продукция. Вся полиграфическая продукция разрабатывалась также в фирменном стиле. Были выпущены брошюры, буклеты, визитки, специальные разработки для регионов, листовки, календари.
2. PR-кампания
В условиях ограниченности финансовых ресурсов на рекламную кампанию сотрудники маркетингового отдела уделили особое внима ние PR-акции. Важной ее предпосылкой явилось то, что директор агентства кандидат психологических наук, автор статей (специализируется на ресторанном деле) имеет большой опыт работы с аудиторией, поэтому все PR-акции маркетиногвой службы были основаны на его непосредственном участии и включали:
— публикации. Регулярная публикация аналитических статей, касающихся кадровых проблем в ресторанном бизнесе.
— мероприятия. Организация мероприятия «Ярмарка вакансий», куда были приглашены все клиенты компании (как соискатели, так и работодатели).
— выступления. Выступления на различных мероприятиях, связанных с названным бизнесом (круглые столы, проведение мастер-классов на специализированных выставках, участие в мероприятии как члена жюри и т.п.).
3. Участие в специализированных выставках
За всю рекламную кампанию агентство приняло участие в следующих выставках:
«Ресторанный и винный мир Экспо»
«Ресторанный и винный мир Экспо—СПб»
«Мир ресторана»
«Эквипотель»
«Пир»
«Пир—Украина»
[Участие в выставках помогло агентству повысить информированность о себе у целевой аудитории, оценить свое реальное положение на названном рынке, оценить конкурентов, выработать более эффективную стратегию дальнейшего развития.-f
4. Стимулирование продаж и персонала агентства
Стимулирование продаж осуществлялось с использованием следующих приемов:
— в случае заказа двух дорогостоящих позиций остальные предоставлялись бесплатно. Например, если делается заказ на шеф-повара и управляющего, то весь обслуживающий персонал в ресторан предоставляется бесплатно;
если заказ поступил через сайт агентства, то в случае его исполнения агентство вручает клиенту бутылку шампанского «Вдова Клико».
4 этап
Итоги проведения рекламной кампании
1. Рыночная доля компания выросла (на московском рынке на 20%, на региональных на 30%)
2. Объем заказов увеличился на 20% за год.
3. Повысился уровень информативности о компании у целевого сегмента.
Тема 9. Ярмарки и выставки в системе маркетинговых коммуникаций
Для анализа работы выставки необходимо определить расходы, связанные с ее проведением (табл. 1).
Таблица 1 Наименование платежа
Наименование платежа |
Сумма расходов, руб. |
1. Расходы на стенд: — аренда площади (24 м2) — монтаж и демонтаж оборудования — проводка электричества — услуги дизайнера — дополнительные услуги (палас, вешалки, столик и др.) |
206 000 63 000 6800 7100 1200 |
2. Расходы на завоз, вывоз продукции, оборудования: — транспорт — работа грузчиков |
2550 1800 |
3. Расходы на печатную продукцию |
22 500 |
4. Расходы на питание персонала |
3220 |
5. Дополнительные расходы, в том числе канцелярские, косметические принадлежности |
1460 |
Итого |
315 630 |
Итоговая сумма затрат на выставку по сравнению с затратами на другие выставки является невысокой.
Для оценки эффективности выставки необходим подсчет дохода от продаж на самой выставке и от продаж после нее. В частности, доход от продаж на выставке за четыре дня представлен в табл. 2.
Таблица 2 |
||
Наименование товара |
Сумма, руб. |
|
Продукция для маникюра и педикюра -^Т^ |
870 313 |
|
Косметика по уходу за лицом и телом |
340 810 |
|
Продукция для перманентного макияжа |
180 800 |
|
Другая продукция |
42 150 |
|
Итого |
1 434 073 |
Себестоимость проданной продукции — 958 725 руб. Соответственно прибыль от реализации продукции — 475 348 руб. Вычитаем затраты на выставку и получаем прибыль (без уплаты налогов) — 159 718 руб.
Из приведенных выше расчетов следует, что участие в выставке было выгодным.
Что касается продаж, то, как всегда, наибольшим спросом пользовалась маникюрная продукция. На протяжении первых дней было много интересующихся выставкой и ее продукцией. Они собирали информацию, разбирали прайс-листы. В последний день выставки многие посетители превратились в клиентов, которые покупали интересующую их продукцию.
На выставке была отмечена следующая тенденция: некоторые позиции, которые совершенно не пользуются спросом в офисе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.