Тема 7. Внутрифирменное планирование и план маркетинга.
7.1. Стратегическое планирование и этапы разработки плана маркетинга.
7.2. Анализ и оценка среды. Определение целей деятельности организации.
7.3. Стратегический анализ. Портфельные модели.
7.4. Выбор стратегии и разработка стратегического плана.
а) стратегии развития;
б) стратегии выживания в конкурентной среде;
в)стратегии сокращения;
г) разработка стратегического плана.
7.5. План маркетинга: необходимость, этапы разработки и содержание.
7.6. Бизнес-план и его связь с планом маркетинга.
7.7. Тесты к теме.
7.1. Стратегическое планирование и этапы разработки плана маркетинга.
Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента, ибо "управлять – это предвидеть", предвидеть неожиданности и выработать необходимые действия. Соответственно, если фирма овладевает маркетинговым управлением, то маркетинговое планирование или разработка программы маркетинга является важнейшей задачей службы маркетинга.
Планирование – это предвидение целей фирмы (организации), результатов ее деятельности и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.
Планирование помогает ответить на 4 вопроса:
1) что хочет представить из себя организация;
2) где организация находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности;
3) куда она собирается двигаться;
4) как, при помощи, каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации.
Мелвилл Бранч перечисляет выгоды от планирования в следующем порядке:
1. Планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно;
2.Оно ведет к более четкой координации предпринимаемых фирмой усилий;
3.Оно ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля;
4.Оно заставляет фирму четче определять свои задачи и политические установки;
5.Оно делает фирму более подготовленной к внезапным переменам;
6.Оно более наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Отметим, что с 70-х годов ХХ века на смену долгосрочному планированию пришло стратегическое планирование. Долгосрочное планирование начало применяться в 50-х годах ХХ века и стало большим шагом вперед в отделе обеспечения связи текущей деятельности с более масштабными задачами. Стратегическое планирование расширило горизонт взглядов на будущее, является более объемным, ибо включает элементы не только внутренней, но и внешней среды фирмы (социальные и политические факторы, запросы потребителей, действия конкурентов и т.д.).Кроме того долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а являются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы. Главное отличие стратегического планирования от долгосрочного – его вариантность, разработка альтернативных версий развития будущего фирмы. наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход, ибо усилилась неопределенность деловой среды, возросло значение человеческого фактора, внутрифирменной демократии, корпоративной культуры. Стратегия в отличие от долгосрочного плана – это не функция времени, а функция направления, т.е. не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.
Стратегическое планирование – это управленческий процесс создания и поддержания долговременного соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями, включая возможности в сфере маркетинга.
В литературе указываются 4 основных принципа стратегического планирования или общих черт хорошей программы действий:
-единство действий всех элементов организации через координацию и интеграцию их деятельности;
-непрерывность планирования;
-гибкость планирования в силу необходимости вносить изменения в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;
-точность планов, причем в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Основной вопрос стратегического планирования – чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния.
Маркетинговое планирование – это тактика фирмы, планирование средств достижения нужного состояния в коротком и среднем периодах
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.