Экономический механизм снижения материалоемкости продукции, страница 8

При рассмотрении Меэк.ро в этом ракурсе существенно перераспределяются экономическая значимость отдельных групп ресурсов, например при этом доминирующей составляющей показателя Меэк.ро становится энергоемкость (69%). Снижение этого показателя на 10% эквивалентно затратам на все покупные изделия и услуги или составляет больше 50% затрат на все вспомогательные материалы, расходуемые в отрасли. Этот анализ нацеливает на главное направление работы по экономии ресурсов при эксплуатации газовой промышленности и ни в коей мере не снимает необходимости работы по экономии других видов ресурсов.  

В абсолютном измерении 1% снижения Меэк.ро за счет экономии любого ресурса эквивалентен экономии 9,395 млн.руб. по уровню затрат в 1995г. В перспективном периоде значимость 1% будет динамично возрастать.

В таблице 1 приведены показатели материалоемкости подотраслей.

 Таблица 1

Приоритет подотраслей по значимости возможной экономии ресурсов

Приоритет по значимости  Меэк.ро

Вариант I

Вариант II

1

Добыча газа  (36.7 %)

Магистральный транспорт (63,9%)

2

Магистральный транспорт (28,6%)

Машиностроение (17,2%)

3

Переработка газа (22,2%)

Переработка газа (7,3%)

4

Машиностроение (7,7%)

Добыча газа  (7 %)

5

Добыча нефти (3,5%)

Добыча нефти (3,7%)

6

Промстройиндустрия (0,4%)

Промстройиндустрия (1%)

С целью более выпуклого показа экономической значимости ресурсов, на снижение которых возможно повлиять,  в варианте  II не учитываются затраты на геологоразведочные работы (ГРР) и сырье для переработки. При этом существенно изменяются приоритеты подотраслей с точки зрения величины материалоемкости и экономии при ее измерении в реальных пределах за счет ресурсосберегающих мероприятий. В таблице приведено также расположение подотраслей по признаку приоритетности для двух вариантов отраслевого показателя эксплуатационной материалоемкости (вариант I – с учетом ГРР и сырья для переработки, вариант II – без учета затрат на эти две статьи).

Как  видно из таблицы 1, без учета ГРР и сырья для переработки подотрасль «добыча газа» с первого места переместилась на четвертое, а «магистральный транспорт» - со второго на первое, «машиностроение» с четвертого на третье, а приоритетность подотраслей не изменилась.

В первом варианте подотрасль «магистральный транспорт» составляет несколько больше ¼ отраслевой, в 1,28 раза превышает материалоемкость подотрасли «добыча нефти» и в 1,29 раза меньше материалоемкости подотрасли «переработка». Во втором варианте материалоемкость подотрасли «магистральный транспорт» (63,9%) в 1,8 раза превышает материалоемкость всех остальных подотраслей вместе взятых (36,1%). Основной составляющей при этом является энергоемкость (59,2 из 63,9%). Даже материалоемкость вспомогательных материалов этой подотрасли в 1,27 раза больше материалоемкости продукции подотрасли «добыча нефти» и только 1,5 раза меньше материалоемкости продукции подотрасли «добыча газа».

Это свидетельствует о том, что подотрасли «магистральный транспорт»   необходимо уделять первостепенное внимание при решении проблемы ресурсосбережения эксплуатации и ремонтного обслуживания, причем особую экономическую и экологическую значимость имеет проблема снижения энергоемкости.

2.3. Основные  решения проблемы  снижения материалоемкости

Одно из основных направлений решения этой проблемы – сдерживание роста основных производственных фондов топливных отраслей, на которые уже расходуется большая часть капиталовложений в промышленность. Тенденция роста капиталоемкости этих отраслей усилится в перспективе. Это направление необходимо срочно изучить и реализовать наиболее полно его возможности в целях рационализации экономики страны.

Решение проблемы предусматривает четыре стратегии, реализация которых обеспечивает снижение интегральной материалоемкости и полных затрат, то есть приведет к повышению эффективности общественного производства:

1)  прекращение расточительства, то есть обеспечение бережного отношения к расходуемым ресурсам, устранению потерь и т.п., что не требует инвестиций;