При рассмотрении Меэк.ро в этом ракурсе существенно перераспределяются экономическая значимость отдельных групп ресурсов, например при этом доминирующей составляющей показателя Меэк.ро становится энергоемкость (69%). Снижение этого показателя на 10% эквивалентно затратам на все покупные изделия и услуги или составляет больше 50% затрат на все вспомогательные материалы, расходуемые в отрасли. Этот анализ нацеливает на главное направление работы по экономии ресурсов при эксплуатации газовой промышленности и ни в коей мере не снимает необходимости работы по экономии других видов ресурсов.
В абсолютном измерении 1% снижения Меэк.ро за счет экономии любого ресурса эквивалентен экономии 9,395 млн.руб. по уровню затрат в 1995г. В перспективном периоде значимость 1% будет динамично возрастать.
В таблице 1 приведены показатели материалоемкости подотраслей.
Таблица 1
Приоритет подотраслей по значимости возможной экономии ресурсов
Приоритет по значимости Меэк.ро |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
Добыча газа (36.7 %) |
Магистральный транспорт (63,9%) |
2 |
Магистральный транспорт (28,6%) |
Машиностроение (17,2%) |
3 |
Переработка газа (22,2%) |
Переработка газа (7,3%) |
4 |
Машиностроение (7,7%) |
Добыча газа (7 %) |
5 |
Добыча нефти (3,5%) |
Добыча нефти (3,7%) |
6 |
Промстройиндустрия (0,4%) |
Промстройиндустрия (1%) |
С целью более выпуклого показа экономической значимости ресурсов, на снижение которых возможно повлиять, в варианте II не учитываются затраты на геологоразведочные работы (ГРР) и сырье для переработки. При этом существенно изменяются приоритеты подотраслей с точки зрения величины материалоемкости и экономии при ее измерении в реальных пределах за счет ресурсосберегающих мероприятий. В таблице приведено также расположение подотраслей по признаку приоритетности для двух вариантов отраслевого показателя эксплуатационной материалоемкости (вариант I – с учетом ГРР и сырья для переработки, вариант II – без учета затрат на эти две статьи).
Как видно из таблицы 1, без учета ГРР и сырья для переработки подотрасль «добыча газа» с первого места переместилась на четвертое, а «магистральный транспорт» - со второго на первое, «машиностроение» с четвертого на третье, а приоритетность подотраслей не изменилась.
В первом варианте подотрасль «магистральный транспорт» составляет несколько больше ¼ отраслевой, в 1,28 раза превышает материалоемкость подотрасли «добыча нефти» и в 1,29 раза меньше материалоемкости подотрасли «переработка». Во втором варианте материалоемкость подотрасли «магистральный транспорт» (63,9%) в 1,8 раза превышает материалоемкость всех остальных подотраслей вместе взятых (36,1%). Основной составляющей при этом является энергоемкость (59,2 из 63,9%). Даже материалоемкость вспомогательных материалов этой подотрасли в 1,27 раза больше материалоемкости продукции подотрасли «добыча нефти» и только 1,5 раза меньше материалоемкости продукции подотрасли «добыча газа».
Это свидетельствует о том, что подотрасли «магистральный транспорт» необходимо уделять первостепенное внимание при решении проблемы ресурсосбережения эксплуатации и ремонтного обслуживания, причем особую экономическую и экологическую значимость имеет проблема снижения энергоемкости.
2.3. Основные решения проблемы снижения материалоемкости
Одно из основных направлений решения этой проблемы – сдерживание роста основных производственных фондов топливных отраслей, на которые уже расходуется большая часть капиталовложений в промышленность. Тенденция роста капиталоемкости этих отраслей усилится в перспективе. Это направление необходимо срочно изучить и реализовать наиболее полно его возможности в целях рационализации экономики страны.
Решение проблемы предусматривает четыре стратегии, реализация которых обеспечивает снижение интегральной материалоемкости и полных затрат, то есть приведет к повышению эффективности общественного производства:
1) прекращение расточительства, то есть обеспечение бережного отношения к расходуемым ресурсам, устранению потерь и т.п., что не требует инвестиций;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.