Газотранспортная система принимает газ от промыслов и доставляет его потребителям. Как видно, ЕСГ имеет единый рабочий объем, соединяющий продуктивные пласты газовых месторождений с потребителями. В этой системе перемещается газ сначала за счет энергии пластового давления, затем за счет работы сжатия – повышения давления, создаваемого на компрессорных станциях, расположенных через 100-120 км по длине газопроводов.
ЕСГ представляет собой производственную основу отрасли. Объем ее продукции составляет около 80%, основные фонды – около 90%.
В качестве регулирующих элементов газотранспортной системы вблизи крупных потребителей сооружают подземные газохранилища газа, которые повышают надежность газоснабжения, особенно в периоды пиковых нагрузок и в других ситуациях. Кроме того, в последние годы в состав газотранспортной системы включены в качестве распределительных элементов газонаполнительные станции для заправки сжатым газом автотранспортных средств.
В составе газовых промыслов и на компрессорных станциях газопроводов функционируют электростанции собственных нужд и большое число котельных установок.
Общеизвестна негативная динамика технико-экономических показателей газовой промышленности в ретроспективном периоде, и тенденция их ухудшения прогнозируется на перспективу. Обусловлено это объективными факторами, в частности, перемещением сырьевой базы в труднодоступные необжитые районы с суровыми природно-климатическими условиями, сопровождаемым удалением мест добычи от потребителей, а следовательно, развитием наиболее капитало- и ресурсоемкой газотранспортной системы. Указанное явление делает особо острой проблему повышения или сдерживания ухудшения эффективности газовой промышленности, главным образом, за счет снижения капитальных вложений и эксплуатационных затрат на основе разработки и реализации политики ресурсосбережения.
При функционирования газовой промышленности расходуется большая номенклатура материальных, технических и энергетических ресурсов, используются живой труд, услуги смежных отраслей. К наиболее значительным статьям эксплуатационных затрат, формирующим себестоимость продукции газовой промышленности, относятся отчисления на амортизацию основных фондов, затраты на топливо и энергию, так и потребность на сооружение новых объектов и инфраструктуры будут увеличиваться опережающими темпами.
Намеченная перспектива увеличения добычи газа и конденсата потребует дальнейшего наращивания производственных мощностей ЕСГ со всеми ее вспомогательными комплексами и объектами жизнеобеспечения. На эти цели планируются огромные капитальные вложения.
Проблема снижения материалоемкости газовой промышленности
Газовая промышленность характеризуется исключительной крупномасштабностью и высокой капиталоемкостью. Интегральная материалоемкость (включает весь прошлый, то есть материализованный труд) продукции газовой промышленности составляет 95% себестоимости. Поэтому исследование путей и разработка мер по кардинальному снижению интегральной материалоемкости продукции топливных отраслей – важнейшая научно-техническая проблема, имеющая определяющее влияние на экономику страны.
В настоящее время капиталовложения в этот комплекс превышают в 50% от капиталовложений в промышленность. По оценке специалистов снижение капитальных вложений в топливно-энергетическом комплексе на 1% ведет к снижению темпов экономического роста страны на 1,1%. Выделение же их в полном объеме означает отвлечение от других отраслей, что может привести к снижению уровня жизни.
Перемещение сырьевой базы нефтегазовых отраслей в удаленные и труднодоступные районы с суровыми природно-климатическими условиями привело к опережающему росту удельных капитальных вложений и эксплуатационных затрат, что обусловило интенсивный рост себестоимости нефти и газа.
Газовая промышленность продолжает развиваться высоким и темпами, по сравнению с нефтяной. Замедление прироста добычи газа планируется после 2005 г. Эти планы и решения – следствие того, что при планировании развития топливных отраслей применяется традиционно-экстенсивный подход, основанный на использовании затратного механизма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.