Организационная эффективность, страница 3

nТип организации – глобальный (ком организации, неком; универсальность, специфичность). Критерии эф-ти некоммерческой организации сложно, тк (1) эффективность определяется часто клиентами, а в неком орг прямой связи между тем, как орг функционируют и на что они существуют, нет + (2) нет цели output.

nХарактеристики внешней среды – неопределенность среды, скудность, изобилие.

nСтадия жизненного цикла организации (ранние стадии – для организации важна добыча ресурсов и завоевание ниши; зрелость – поддержание высокой эффективности текущих операций; упадок – налаживание отношений со средой)

nВажность и мощь заинтересованных групп (сила давления)

nПредпочтения/ценности лидеров (направленность на внутреннее здоровье компании, взаимоотношения со средой)

ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Показатели/Индикаторы эффективности:

nРезультат

nПроцесс

nСтруктура

Индикаторы на основе результата:

В основе - специфические характеристики материалов или объектов, с которыми организация выполняет какие-либо действия. То, что происходит с материалами, показывает степень орг эф-ти.

Примеры: изменения в знаниях, навыках, мировоззрении людей, закончивших ВУЗ; изменение в здоровье пациентов больнице.

Плюсы: индикаторы отражают то, ради чего существует организация + они понятны и часто используются для исследования орг эф-ти

Минусы:

-  чистота индикаторов. Результат не всегда является исключительно результатами работы орг-ии. Вывод: индикаторы будут давать хороший результат, когда хорошо понятна технология превращения input в output + контроль за качеством input.

-  Временной фактор – изменение состояния больного может произойти позже => проблема: какой промежуток времени является адекватным.

-  Проблема получения информации. Компания часто не обладает информацией о судьбе output.

Индикаторы на основе процесса:

В основе - число или качество видов деятельности/действий, осуществляемых организацией.

Что конкретно делает организация? Как хорошо она это делает (пренебрегая результатом).

Примеры: число лабораторных исследований пациента; число курсов, прослушанных студентов; частота поставленных ошибочных диагнозов.

Плюсы: они могут быть более объективными, чем индикаторы на основе результата + сбор информации, необходимой для оценки, более прост.

Минусы:

-  акцент на усилия, а не на достижения;

-  осведомленность оценщиков о том, какие действия необходимы. Институциональная среда диктует то, какие действия и объемы будут адекватными.

Индикаторы на основе структуры:

В основе - способность организации к эффективному функционированию.

Примеры: характеристики участников организации, производственных мощностей (возраст и цена оборудования, диагностической аппаратуры; число преподавателей, имеющих ученые степени, лицензии и сертификаты ВУЗа).

Минусы:

-  корреляция качества input с результатами (output).

-  Чрезмерный акцент на эти показатели могут привести к неблагоприятным последствиям (погоня за знаниями).

Влияние заинтересованных групп на выбор индикаторов:

nКлиенты – результат или процесс

nРаботники – процессы

nМенеджеры – структура

nУченые/консультанты – процессы и структура

СТАНДАРТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Параметры:

1.  ясность:

-  ясные;

-  двусмысленные

2.  знание оценщиками причинно-следственных связей между усилиями и достижениями организации:

-  полные;

-  неполные.

КАРТИНКА

2 – эффективность в узком смысле; абсолютно минимизированы затраты ресурсов на производство единицы продукции.