Ответы на экзаменационные вопросы № 1-54 дисциплины "Экономика предприятия" (Цена как экономическая категория, ее сущность и выполняемые функции. Виды стоимостной оценки имущества предприятия, их содержание)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.Цена  как экономическая категория, ее сущность и выполняемые функции

Среди экономических категорий, используемых в рыночной экономике, важное место принадлежит цене.

Цена – денежная оценка стоимости единицы товара.

Цена – сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

Как экономическая категория Ц. выступает важным экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства, на уровень конкуренции, на конкурентоспособность и т.д.

Цена используется для определения показателей:

v  Объем производства

v  Темпы роста

v  Отраслевая структура

v  Инвестиции

v  Стоимость основных и оборотных средств

v  Себестоимость

Функции цены:

Ø  Учетная

Ø  Стимулирующая

Ø  Регулирующая: на микроуровне – производственно-хоз. деятельность, на макроуровне регулирует структуру экономики

Ø  Распределительная

Ø  Сбалансированность спроса и предложения

Ø  Информационная

2. Виды цен, состав и характеристика основных элементов

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношения цен различных видов. Цены, действующие в рыночной экономике страны, дифференцируют по ряду основных признаков:

1.  по степени участия государства в регулировании цен:

·  фиксированные

·  договорные (контрактные)

·  свободные

2.  в зависимости от обслуживаемого оборота:

·  отпускная цена предприятия – цена, по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и др. потребителям (издержки производства и реализации продукции+прибыль предприятия+косвенные налоги (РЦС, А, НДС))

·  оптовая цена – цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям или др. потребителям (отпускная цена предприятия+надбавки оптовой организации (до 20% от отпускной цены))

·  розничная цена – цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению или организациям. Она формируется на основе оптовой цены и надбавки розничной организации, величина которых д.б. не выше 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером

3.  по характеру обслуживаемого оборота:

·  оптовые цены на продукцию промышленности

·  закупочные цены

·  цены на строительную продукцию

·  розничные цены

·  тарифы грузового и пассажирского транспорта

·  тарифы на платные услуги населению

·  цены, обслуживающие внешнеторговый оборот

4.  в зависимости от сферы регулирования:

·  свободные

·  договорно-контрактные

·  цены в условиях частичной (полной) монополизации рынка, которые вынуждают 1 или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия

·  регулируемые

5.  в зависимости от территории:

·  единые (поясные)

·  региональные (зональные)

6.  по времени действия:

·  твердые (не меняются в рамках 1 контракта)

·  текущие (меняются)

·  сезонные

·  скользящие (на товары с длительным сроком изготовления)

·  франкирование.

3. Виды и классификация цен по отд. признакам

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношения цен различных видов. Цены, действующие в рыночной экономике страны, дифференцируют по ряду основных признаков:

7.  по степени участия государства в регулировании цен:

·  фиксированные

·  договорные (контрактные)

·  свободные

8.  в зависимости от обслуживаемого оборота:

·  отпускная цена предприятия – цена, по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и др. потребителям (издержки производства и реализации продукции+прибыль предприятия+косвенные налоги (РЦС, А, НДС))

·  оптовая цена – цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям или др. потребителям (отпускная цена предприятия+надбавки оптовой организации (до 20% от отпускной цены))

·  розничная цена – цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению или организациям. Она формируется на основе оптовой цены и надбавки розничной организации, величина которых д.б. не выше 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером

9.  по характеру обслуживаемого оборота:

·  оптовые цены на продукцию промышленности

·  закупочные цены

·  цены на строительную продукцию

·  розничные цены

·  тарифы грузового и пассажирского транспорта

·  тарифы на платные услуги населению

·  цены, обслуживающие внешнеторговый оборот

10.  в зависимости от сферы регулирования:

·  свободные

·  договорно-контрактные

·  цены в условиях частичной (полной) монополизации рынка, которые вынуждают 1 или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия

·  регулируемые

11.  в зависимости от территории:

·  единые (поясные)

·  региональные (зональные)

12.  по времени действия:

·  твердые (не меняются в рамках 1 контракта)

·  текущие (меняются)

·  сезонные

·  скользящие (на товары с длительным сроком изготовления)

·  франкирование.

4. Формирование отпускной цены п/п, оптовой и розничной цен

·  отпускная цена предприятия – цена, по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и др. потребителям (издержки производства и реализации продукции+прибыль предприятия+косвенные налоги (РЦС, А, НДС))

·  оптовая цена – цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям или др. потребителям (отпускная цена предприятия+надбавки оптовой организации (до 20% от отпускной цены))

·  розничная цена – цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению или организациям. Она формируется на основе оптовой цены и надбавки розничной организации, величина которых д.б. не выше 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером

5. Затратные методы формирования цен, их характеристика

Ориентирование на издержки (50%)

Суть: определение совокупных издержек на ед прод-ии и прибыли,орпед-ой по норме рентабельности. Преимущества:

·  Простота и удобство

·  Менее рискован, т.к. основан на затратах

·  Считается справедливым к производителю и потребителю

·  Способств установлению более стабильных во времени цен

Недостатки:

·  Не отличается гибкостью

·  Не отвечает условиям конкуренции

·  Не учит-ся потребительский спрос, что может привести к установлению нереальных цен

·  При низких издержках цена может оказаться гораздо ниже тех,  которые готовы платить потребители и наоборот

Выгодно использовать в отраслях со стабильным покупательским спросом и предложением. Чаще всего применяют 2 метода ценообр-я, ориентированного на издержки:

·  На основе накидки к с/с. Норма прибыли фиксирована и не зависит от объема продаж. М-д не гарантирует, что установленную цену согласятся оплачивать покупатели.

·  На основе целевой прибыли. Предпр-е устанавливает рентабельность инвестиций или затрат, а затем определяет цену для достижения этой цели. Определяется при каком объеме продаж будет достигнут запланированный уровень рентабельности

6. Рыночный метод формирования цены, основанный на спросе

Ориентированные на спрос (25%)

Предполагает установление цен с учетом того, какой объем товаров

Похожие материалы

Информация о работе