1.Цена как экономическая категория, ее сущность и выполняемые функции
Среди экономических категорий, используемых в рыночной экономике, важное место принадлежит цене.
Цена – денежная оценка стоимости единицы товара.
Цена – сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.
Как экономическая категория Ц. выступает важным экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства, на уровень конкуренции, на конкурентоспособность и т.д.
Цена используется для определения показателей:
v Объем производства
v Темпы роста
v Отраслевая структура
v Инвестиции
v Стоимость основных и оборотных средств
v Себестоимость
Функции цены:
Ø Учетная
Ø Стимулирующая
Ø Регулирующая: на микроуровне – производственно-хоз. деятельность, на макроуровне регулирует структуру экономики
Ø Распределительная
Ø Сбалансированность спроса и предложения
Ø Информационная
2. Виды цен, состав и характеристика основных элементов
Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношения цен различных видов. Цены, действующие в рыночной экономике страны, дифференцируют по ряду основных признаков:
1. по степени участия государства в регулировании цен:
· фиксированные
· договорные (контрактные)
· свободные
2. в зависимости от обслуживаемого оборота:
· отпускная цена предприятия – цена, по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и др. потребителям (издержки производства и реализации продукции+прибыль предприятия+косвенные налоги (РЦС, А, НДС))
· оптовая цена – цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям или др. потребителям (отпускная цена предприятия+надбавки оптовой организации (до 20% от отпускной цены))
· розничная цена – цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению или организациям. Она формируется на основе оптовой цены и надбавки розничной организации, величина которых д.б. не выше 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером
3. по характеру обслуживаемого оборота:
· оптовые цены на продукцию промышленности
· закупочные цены
· цены на строительную продукцию
· розничные цены
· тарифы грузового и пассажирского транспорта
· тарифы на платные услуги населению
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот
4. в зависимости от сферы регулирования:
· свободные
· договорно-контрактные
· цены в условиях частичной (полной) монополизации рынка, которые вынуждают 1 или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия
· регулируемые
5. в зависимости от территории:
· единые (поясные)
· региональные (зональные)
6. по времени действия:
· твердые (не меняются в рамках 1 контракта)
· текущие (меняются)
· сезонные
· скользящие (на товары с длительным сроком изготовления)
· франкирование.
3. Виды и классификация цен по отд. признакам
Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношения цен различных видов. Цены, действующие в рыночной экономике страны, дифференцируют по ряду основных признаков:
7. по степени участия государства в регулировании цен:
· фиксированные
· договорные (контрактные)
· свободные
8. в зависимости от обслуживаемого оборота:
· отпускная цена предприятия – цена, по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и др. потребителям (издержки производства и реализации продукции+прибыль предприятия+косвенные налоги (РЦС, А, НДС))
· оптовая цена – цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям или др. потребителям (отпускная цена предприятия+надбавки оптовой организации (до 20% от отпускной цены))
· розничная цена – цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению или организациям. Она формируется на основе оптовой цены и надбавки розничной организации, величина которых д.б. не выше 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером
9. по характеру обслуживаемого оборота:
· оптовые цены на продукцию промышленности
· закупочные цены
· цены на строительную продукцию
· розничные цены
· тарифы грузового и пассажирского транспорта
· тарифы на платные услуги населению
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот
10. в зависимости от сферы регулирования:
· свободные
· договорно-контрактные
· цены в условиях частичной (полной) монополизации рынка, которые вынуждают 1 или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия
· регулируемые
11. в зависимости от территории:
· единые (поясные)
· региональные (зональные)
12. по времени действия:
· твердые (не меняются в рамках 1 контракта)
· текущие (меняются)
· сезонные
· скользящие (на товары с длительным сроком изготовления)
· франкирование.
4. Формирование отпускной цены п/п, оптовой и розничной цен
· отпускная цена предприятия – цена, по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и др. потребителям (издержки производства и реализации продукции+прибыль предприятия+косвенные налоги (РЦС, А, НДС))
· оптовая цена – цена, по которой оптово-сбытовые организации реализуют продукцию розничным организациям или др. потребителям (отпускная цена предприятия+надбавки оптовой организации (до 20% от отпускной цены))
· розничная цена – цена, по которой розничные торговые организации реализуют продукцию населению или организациям. Она формируется на основе оптовой цены и надбавки розничной организации, величина которых д.б. не выше 30% от отпускной цены, сформированной предприятием-изготовителем или импортером
5. Затратные методы формирования цен, их характеристика
Ориентирование на издержки (50%)
Суть: определение совокупных издержек на ед прод-ии и прибыли,орпед-ой по норме рентабельности. Преимущества:
· Простота и удобство
· Менее рискован, т.к. основан на затратах
· Считается справедливым к производителю и потребителю
· Способств установлению более стабильных во времени цен
Недостатки:
· Не отличается гибкостью
· Не отвечает условиям конкуренции
· Не учит-ся потребительский спрос, что может привести к установлению нереальных цен
· При низких издержках цена может оказаться гораздо ниже тех, которые готовы платить потребители и наоборот
Выгодно использовать в отраслях со стабильным покупательским спросом и предложением. Чаще всего применяют 2 метода ценообр-я, ориентированного на издержки:
· На основе накидки к с/с. Норма прибыли фиксирована и не зависит от объема продаж. М-д не гарантирует, что установленную цену согласятся оплачивать покупатели.
· На основе целевой прибыли. Предпр-е устанавливает рентабельность инвестиций или затрат, а затем определяет цену для достижения этой цели. Определяется при каком объеме продаж будет достигнут запланированный уровень рентабельности
6. Рыночный метод формирования цены, основанный на спросе
Ориентированные на спрос (25%)
Предполагает установление цен с учетом того, какой объем товаров
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.