Постройка дороги и открытие по ней движения вносят изменения в сложившееся за длительный период времени экологическое равновесие в прилегающей местности. Для растительности оно связано с нарушением условий поверхностного стока на склонах и изменением водно-теплового режима придорожной полосы, для условий жизни населения и обитания животного мира — с отрицательными последствиями автомобильного движения. Опасность автомобильного движения в населенных пунктах была освещена в § 4.9, где рассматривался рост числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах, проходящих через населенные пункты.
Более неожиданными становятся происшествия на дорогах, проходящих через лесные массивы и заповедники. В них дорога часто перерезает традиционные пути движения животных к местам питания и водопоя, а также их сезонных миграций. Обычно места перехода бывают привязаны к участкам, где дорога мало отличается от окружающей местности,— невысокие насыпи или мелкие выемки, места перехода из выемки в насыпь. Переходы сосредоточиваются на полосе шириной 600—800 м. Неожиданно выбегающие на дорогу животные создают опасность наездов с тяжелыми последствиями, часто сопровождающимися смертельными исходами для водителей и пассажиров. Большинство таких происшествий случается в сумерки и темное время суток. В это время животные становятся активнее и плохо видны на фоне леса. Опасность наездов повышается неожиданностью и непредсказуемостью поведения животных, которые, добежав до середины дороги, могут броситься назад или, спокойно стоя на придорожной полосе, в последний момент пытаться перебежать дорогу непосредственно перед автомобилем. Опасность наездов на диких животных характерна не только для заповедников, но и для густонаселенных местностей, вплоть до Подмосковья, в связи с быстрым увеличением численности животных в результате проведения природозащитных мероприятий.
Наиболее опасны столкновения с лосями, которые во многих местностях стали наиболее распространенными дикими животными. В Подмосковье лосей 53%, но из числа животных, погибших при наездах, они составляли 90%, тогда как, например, кабаны (35%) составляли только 8%. На одной из магистральных дорог в лесной зоне европейской части России ежегодное количество столкновений с лосями составляло 5—14% общего числа дорожно-транспортных происшествий — столько же, сколько наездов на пешеходов.
При столкновениях с лосями один случай гибели водителя или пассажира приходится на 35—40 наездов, ранения случались в одном из каждых 2,5—4 случаев. Каждый второй лось при наезде погибал.
В Финляндии происшествия с участием лосей настолько часты, что проводится ежегодный планомерный отстрел лосей для регулирования их численности. Это связано с тем, что, начиная с 70-х годов, численность лосей начала быстро возрастать и количество происшествий с их участием
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.