Организация и управление движением на эксплуатируемых дорогах. Повышение безопасности и удобства движения средствами дорожной службы. Организация дорожной службы

Страницы работы

77 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

       Глава 14

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ  НА

ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ДОРОГАХ

14.1. Основные методы организации дорожного движения

Психофизиологическое восприятие водителем условий движения. В процессе движения автомобиля по дороге на водителя оказывают непрерывные воздействия внешние раздражители, которые воспринимаются четырьмя (из пяти) органами чувств: зрением воспринимаются дорожно-транспортная обстановка, геометрия дороги и состояние среды; осязанием ощущается кожное механическое давление от колебаний при движении, холод, ветер, тепло; слухом-шум двигателя, подвески и кузова автомобиля, шум от встречных транспортных средств и от трения шин о покрытие; обонянием - запахи от загазованности и запыленности воздуха в салоне автомобиля. Любое воздействие на водителя в зависимости от его интенсивности выбывает различные затраты времени и энергии на его восприятие, переработку и принятие решения. В ответ на воздействия дорожных условий в организме человека развивается система функциональных сдвигов, имеющих важное значение для работы водителя: повышается утомляссть и время реакции, снижается скорость переработки информации. В целом это воздействие можно выразить через информационную за-грузку и энергозатраты водителя. Таким образом, дорога и среда, воздействуя на водителя, определяют психофизиологические условия его трудовой деятельности. Чем лучше элементы подсистемы Д-С удовлетворяют требованиям водителя, тем выше безопасная скорость движения.

Функциональное состояние водителя -многокомпонентная характеристика, которая определяется активностью психофизиологических функций.

Каждый элемент дороги и среды вызывает у водителя определенное нервно-эмоциональное напряжение, точнее-сдвиг нервного напряжения

                 е, = К(е),                                                                              (14.1)

где К-коэффициент преобразования информации в эмоциональное напряжение; е1 - информация, получаемая водителем при движении от раздражителя подсистемы С-Д, бит; е2-информация - (алгоритм), вырабатываемая центральной нервной системой водителя на основе накопленного жизненного опыта.

При движении автомобиля суммируются элементные напряжения от раздражителей, возникающих в данный момент, и запомненные ситуации в предыдущие моменты

И= e(T)                                                                                    (14.2)

где И-суммарная информационная загрузка; п—число раздражителей подсистемы Д-С в некоторый момент времени Т.

Более 90 % информации водитель воспринимает через зрительный анализатор, а решение об изменении режима движения принимает в зависимости от числа и важности информации. Для характеристики числа факторов, которые водитель способен воспринять в течение 1 с, введено понятие о плотности событий

E=Mv/L,                                                                                                 (14.3)

где М-число факторов, которые могут быть учтены в пределах зоны концентрации зрения длиной L, м; и-ско-рость движения, м/с.

Как чрезмерная, так и недостаточная плотность событий повышает вероятность нервно-эмоциональной напряженности водителя. В зависимости от четкости восприятия зрение делят на центральное и пере-ферийное. Площадь наиболее четкой видимости заключена в конусе острого зрения, равного 1,3°. При фиксированном положении глаза зрение остается вполне чувствительным внутри конуса в 5-6°, а удовлетворительным - внутри конуса в 20". Угол острого зрения в горизонтальной плоскости в 1,5-2 раза больше, чем в вертикальной, что необходимо учитывать при размещении дорожных знаков и путевой

Похожие материалы

Информация о работе