Практическое занятие № 6
Тема. Обследование организации движения на объекте улично-дорожной сети, составление графической информации и изучение состава и интенсивности транспортного потока на объекте улично-дорожной сети.
Цель – изучить особенности организации движения и дорожных условий на отдельных элементах улично-дорожной сети и научиться определять интенсивность и состав транспортного потока.
Состав задания:
1. Планировочная схема изучаемого участка.
2. Схема организации движения транспортных средств и пешеходов.
3. Определение конфликтных точек в узле.
4. Номенклатура и размещение технических средств, применяемых для управления движением.
5. Подсчет интенсивности движения.
6. Определение состава транспортного потока на дороге.
Методические указания
Участок или элемент улично-дорожной сети, подлежащей обследованию студентом или группой студентов, определяет преподаватель. Если работу выполняет группа студентов, каждый студент оформляет отчет о работе самостоятельно.
Выполнение работы следует начинать с составления схемы изучаемого участка (элемента) дороги. Необходимые измерения должны быть выполнены с помощью рулетки или других средств, позволяющих обеспечить достаточную точность (ошибка не более ± 5%). Далее следует изучить схему организации движения, т.е. определить разрешение направления и траектории транспортных средств и пешеходов.
После составления схемы определяют сложность и опасность пересечений на исследуемом элементе дороги по методике, рассмотренной в лекционном курсе.
Следующим этапом обследования является изучение технических средств управления движением, применяемых в данном узле, с фиксацией мест их размещения.
Учет движения ведется по учетному бланку специальной формы (табл.6.1, 6.2), где учитывается количество транспортных средств соответствующих типов по каждому направлению, а также по разным полосам движения (в зависимости от ширины проезжей части дороги).
В заключении студент должен дать перечень наиболее существенных недостатков, которые присущи данному элементу дороги, в организации и безопасности движения.
Оформление результатов работы
По результатам предварительного изучения выбранного транспортного узла следует составить планировочную схему в масштабе 1:200, 1:500, 1:1000 (рис. 1.1) с указанием средств регулирования, разрешенных направлений движения, определить сложность и опасность пересечений.
С целью выявления внутричасовой неравномерности интенсивности движения количество транспортных средств, передвигающихся по данному участку дороги, подсчитывают за различные отрезки времени (5, 15, 30, 60 мин), а затем сравнивают их.
Возможен вариант с увеличенной продолжительностью наблюдения. Тогда студенты проводят наблюдения последовательно (например, с 8 до 11, с 11 до 14, с 14 до 17, с 17 до 20 часов). Это позволяет им выявить неравномерность движения в течение дня.
Рис.1.1. Сложность пересечения в зависимости от разрешенных направлений транспортных потоков (масштаб 1:200): 1 – точка отклонения; 2 – точка слияния; 3 – точка пересечения потоков движения. Сложность пересечения определяется зависимостью m = nо + 3nс + + 5nп.
Данные о составе транспортных потоков заносят в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Направление север-юг
Транспортные средства |
1-я полоса |
2-я полоса |
Всего |
Отношение каждого вида транспорта к общему его количеству, % |
Легковые автомобили |
20 |
59 |
79 |
7,7 |
Грузовые автомобили (ГАЗ, ЗИЛ) |
420 |
100 |
520 |
46,5 |
Грузовые автомобили (МАЗ, КрАЗ) |
72 |
14 |
86 |
8,9 |
Автопоезда |
342 |
27 |
370 |
35,5 |
Автобусы |
26 |
12 |
38 |
4,4 |
Всего |
880 |
212 |
1093 |
100,0 |
Данные об интенсивности движения за один час заносят в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Часовая интенсивность движения в зависимости от продолжительности наблюдения (в натуральных или приведенных единицах)
Интервал наблюдения, мин. |
Интенсивность движения |
|||
Направления движения |
||||
север-юг |
юг-север |
|||
1-я полоса |
2-я полоса |
1-я полоса |
2-я полоса |
|
5 |
445 |
127 |
552 |
138 |
15 |
404 |
138 |
535 |
141 |
30 |
444 |
124 |
560 |
148 |
60 |
490 |
97 |
540 |
156 |
Промежуточные записи студенты дают по произвольной форме. В конце работы все полученные данные следует обобщить.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.