Расчет ведется по напряжениям среза и смятия
Рисунок 5.1 Расчётная схема шпоночного соединения
Примем напряжения смятия [σсм]=140 МПа, а напряжения среза [τcp]=0.6·[σсм]=84 МПа.
Расчёт шпонки под шкивом ременной передачи: d=22 мм, b=6 мм, l=32 мм, h=6 мм.
Напряжения смятия:
12.1 МПа < 140 МПа
Условие прочности по напряжениям смятия соблюдается.
Напряжения среза
7.41 МПа < 84 МПа
Условие прочности по напряжениям среза соблюдается.
Вывод: Работоспособность шпонки под шкивом ременной передачи обеспечена.
Расчёт шпонки под червячным колесом: d=42 мм, b=12 мм, l=45 мм, h=8 мм.
Напряжения смятия:
91.3 МПа < 140 МПа
Условие прочности по напряжениям смятия соблюдается.
Напряжения среза
30.4 МПа < 84 МПа
Условие прочности по напряжениям среза соблюдается.
Вывод: Работоспособность шпонки под червячным колесом обеспечена.
Расчёт шпонки под зубчатым колесом: d=56 мм, b=16 мм, l=50 мм, h=10 мм.
126 МПа < 140 МПа
Условие прочности по напряжениям смятия соблюдается.
Напряжения среза
39.4 МПа < 84 МПа
Условие прочности по напряжениям среза соблюдается.
Вывод: Работоспособность шпонки под зубчатым колесом обеспечена.
Расчёт шпонки зубчатой муфты: d=40 мм, b=12 мм, l=63 мм, h=8 мм.
147 МПа < 140 МПа
Условие прочности не соблюдается. Однако
Значение 147 МПа попадает в отклонение 5 % от допускаемого.
Напряжения среза
49.02 МПа < 84 МПа
Условие прочности по напряжениям среза соблюдается.
Вывод: Работоспособность шпонки зубчатой муфты обеспечена.
Реакции в опорах быстроходного вала.
Рисунок 6.1 Расчетная схема быстроходного вала
Рисунок 6.2 Реакции в опорах быстроходного вала
Уравнения для определения реакций
Плоскость XOY.
Сила, действующая на вал со стороны шкива
Расстояния между приложенными нагрузками
L1=65 мм, L2=68 мм, L3=73 мм.
,тогда
,
Плоскость XOZ.
Проверка
Геометрическая сумма реакций
Определение реакций промежуточного вала смотреть в разделе 4.
Определение реакций тихоходного вала
Рисунок 6.3 Расчетная схема тихоходного вала.
Рисунок 6.4 Реакции в опорах тихоходного вала.
Уравнения для определения реакций
Плоскость ZOY.
Сила, действующая на вал со стороны муфты
Расстояния между приложенными нагрузками
L1=104 мм, L2=122 мм, L3=58 мм.
,тогда
,
Плоскость XOZ.
Проверка
Геометрическая сумма реакций
В опорах быстроходного вала установлены одинаковые роликовые радиально-упорные подшипники с большим углом конусности 27306 по ГОСТ 7260-81. В данной конструкции нет необходимости устанавливать плавающую опору, так как при межосевом расстоянии меньшем, чем 100 мм, тепловое расширение червяка не приведет к заклиниванию подшипников.
В опорах промежуточного вала установлены одинаковые роликовые радиально-упорные подшипники средней серии 7308 ГОСТ 333-79.
В опорах тихоходного вала установлены одинаковые роликовые радиально-упорные подшипники лёгкой серии 7211 ГОСТ 333-79.
Выбор роликовых радиально-упорных подшипников обусловлен наличием осевых нагрузок на каждом валу.
Осевые нагрузки на валах.
На быстроходном валу А1= FХ1=3748 Н
На промежуточном валу суммарная сила, действующая на вал от зубчатых колёс: A2=FХ2-FХ3=2343-459=1884 H.
На тихоходном валу А3= FХ3=2343 Н
Рисунок 6.5 Расчётная схема быстроходного и тихоходного валов
Рисунок 6.6 Расчётная схема быстроходного и тихоходного валов
Таблица 6.1
Данные для расчёта подшипниковых опор
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.