где [SH] - коэффициент надежности (примем его равным 1,2)
Рассчитаем допускаемые напряжения для шестерни и колеса:
Определим общее значение допускаемых напряжений:
Межосевое расстояние по условию контактной выносливости вычисляется по следующей формуле:
мм,
где - коэффициент нагрузки, =1,15; - коэффициент ширины венца, =0,3. Подставляя значения в формулу, получаем:
мм
Уточняя значение межосевого расстояния по ГОСТ получаем:
Модуль передачи определяется по следующей формуле:
мм,
тогда подставив значение межосевого расстояния получаем:
мм
По ГОСТ 9563-60 выбираем мм.
Определяем количество зубьев шестерни по следующей формуле:
,
где - угол наклона зуба, в первоначальном приближении равен 16°.
Тогда количество зубьев колеса определяется как:
Подставим значения в формулы и найдем количество зубьев колеса и шестерни:
Количество зубьев колеса соответственно равно:
Уточняем угол наклона зуба:
Вычисляем диаметры начальных окружностей шестерни и колеса
мм
мм
Проверяем правильность проведённого расчёта по формуле
мм
мм
Коэффициент ширины шестерни по диаметру
Окружная скорость колеса:
Определяем коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:
где =1.05 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца при расчёте на контактную выносливость зубьев; =1 - коэффициент динамичности при расчёте на контактную выносливость зубьев, равен 1 при скорости менее 5 м/с, =1.09 – учитывает окружную скорость и степень точности.
Таким образом:
Проверка контактных напряжений производиться по следующей формуле:
Подставляя значения в формулу получаем:
Таким образом можно сделать вывод, что условие прочности по контактным напряжениям выполнено.
Определим силы, действующие в зацеплении:
Окружная сила
Радиальная сила
Осевая сила
где - угол зацепления, а - угол наклона зубьев.
Проверка зубьев на выносливость производиться по следующей формеле:
где, коэффициент нагрузки =1.13·1.25=1.41
Коэффициент, учитывающий форму зуба, выбирается в зависимости от эквивалентных чисел зубьев:
, тогда
Допускаемое напряжение:
Коэффициент учитывает повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми:
Коэффициент учитывает распределение нагрузки между зубьями.
,
где n- степень точности колес
Проверка ведется по зубьям колеса:
Таким образом можно сделать вывод, что условие прочности по изгибным напряжениям выполнено.
Следовательно размеры передачи подсчитаны верно.
Для колеса и шестерни диаметры впадин и диаметры вершин зубьев рассчитываются по следующим формулам:
Расчет производиться по следующим формулам:
Определим модуль третьего колеса:
Определим количество зубьев колеса:
Определим диаметры вершин и впадин третьего колеса:
На рис.2 приведена кинематико-расчетная схема механизма:
рис.2. Кинематико-расчетная схема механизма
Определим силы, действующие в зацеплении
Для колеса 2 (косозубое):
Для колеса 3 (прямозубое):
Где и - окружные силы для соответствующих колес, Н.
и - радиальные силы для соответствующих колес, Н.
- осевая сила на втором колесе, Н.
Представим расчетную схему вала в виде балки (рис.3.), расположенной на опорах А и Б в вертикальной (В) и горизонтальной (Г) плоскости.
рис.3. Расчетная схема вала
Расстояния l1 l2 l3 определим с учетом параметра a, равного
Подставим значения расстояний, получаем a=30мм., тогда l1=132 мм., l2 = l3 = 55 мм.
Определим реакции в опорах Ra и Rb :
Составим уравнения равновесия и найдем реакции в опорах.
SM(A)=0=Ft3·l1-Fr2·l2+RВ·(l2+l3)+=0
SM(B)=0=Fr2·l3-RA·(l2+l3)+Ft3·(l1+l2+l3)+=0
Из уравнений находим реакции:
Проверим по условию SFz=0, условие выполняется.
Составим уравнения равновесия и найдем реакции в опорах.
SM(A)=0=-Ft3·l1+Ft2·l2-RВy·(l2+l3)=0
SM(B)=0=-Ft2·l3+RAy·(l2+l3)-Fr3·(l1+l2+l3)=0
Из уравнений находим реакции:
Проверим по условию SFy=0, условие выполняется.
Анализируя эпюры изгибающих моментов, можно сделать вывод, что наиболее нагруженным сечением является сечение I-I.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.