Определяем диаметр опасного сечения (под шестерней) по пониженным допускаемым напряжениям.

Примем диаметры под подшипники:
;
Из конструктивных соображений примем диаметр вала под
колесо: ![]()
Параметры роликоподшипник конический однорядный ГОСТ 333-79
|
Тип |
d |
D |
B |
dш |
r |
Динам.грузопод.С,[H] |
|
2110 |
50 |
90 |
20 |
17.5 |
2.5 |
66000 |
7.Расчет шпоночных соединений
На рисунке изображена схема шпоночного соединения. Расчёт производится по напряжениям смятия и среза.
МПа
где
- нормальное напряжение
смятия, МПа;
- сила, действующая на шпонку, Н;
- площадь смятия, мм2,
- допускаемое напряжение смятия
,
где
- касательное
напряжение среза, МПа;
- площадь среза, мм2;
- допускаемое напряжение среза, МПа.
Допускаемое напряжение среза:
МПа
Схема шпоночного соединения
![]() |
Расчётная схема шпоночного соединения

Площади смятия и среза определяют по формулам:
,
где
- рабочая длина шпонки,
мм;
- полная длина шпонки, мм;
- высота шпонки, мм.
,
Сила, действующая на шпонку, определяется по формуле.

Рассмотрим сечение А – А. Параметры шпоночного соединения:
мм
мм
мм
мм
мм
Производим расчёты по формулам:
мм2
мм2
Н
Подставляем:
МПа
МПа
МПа
МПа
Вывод: условие прочности по смятию и по срезу выполняется.
Рассчитываем сечение В – В. Параметры шпоночного соединения:
мм
мм
мм
мм
мм
Производим расчёты по формулам:
мм2
мм2
Н
Подставляем:
МПа
МПа
МПа
МПа
Вывод: условия прочности по смятию и срезу выполняются.
8. Проверка работоспособности подшипников по критерию динамической грузоподъемности.
Расчетная схема сил, действующая на роликоподшипники:

Определим радиальные реакции опор:
![]()
![]()
Вычислим значения внутренних осевых сил в опорах:
![]()
![]()
Вычислим
сумму сил
для того, чтобы знать каким способом найти
значения осевых сил, действующие на подшипники.
.
Следовательно, вал смещается только в сторону правой опоры, а на левую опору действует только внутренняя сила SA и тогда
.
Силу
, действующую на подшипник правой опоры В,
определим из условия равновесия вала:
.
Определим значения
коэффициентов радиальной и осевой силы для каждого из подшипников. Они зависят
от отношения осевой силы, действующей на данный подшипник, к радиальным
реакциям:
, которое необходимо сравнить со
стандартным значением для данного подшипника
.

,
Соответственно, для первого подшипника Х=1, У=0, а для второго-Х=0,41, У=0,87.
Определим эквивалентную нагрузку – это условная постоянная радиальная сила Рr, при действии которой долговечность подшипника равно его долговечности в условиях
одновременного действия радиальной и осевой нагрузок.
,
.
В данной работе рассматривается нерегулярный режим работы. Его учитывают, заменяя нагрузку P для оценки ресурса подшипников эквивалентной нагрузкой РЕ, равной для каждого подшипника:
,
,
где показатель степени m=3 для шарикоподшипников.
Оценку ресурса подшипников по динамической грузоподъемности произведем по формуле
,
где
– расчетный ресурс подшипника;
- частота вращения вала;
- динамическая грузоподъемность;
-приведенная нагрузка; коэффициенты а1=1,0 при вероятности
р=90%, тогда произведение а1 а2=0,7..

.
Подшипники прошли проверку на прочность.
9. Проверка на прочность промежуточного вала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.