Упорные шариковые и роликовые подшипники служат для восприятия только осевой нагрузки: однорядные - одностороннего действия, двухрядные - двухстороннего действия. Упорные шарикоподшипники при больших частотах вращения работают неудовлетворительно вследствие неблагоприятного влияния центробежных сил, действующих на тела качения. Они весьма чувствительны к несооосности и относительному перекосу осей вращающегося и неподвижного колец.
Основными причинами потери работоспособности подшипников качения являются:
1) Усталостное выкрашивание тел качения и беговых дорожек колец;
2) Абразивный износ вследствие плохой защиты подшипника от попадания пыли и грязи;
3) Пластические деформации на дорожках качения из-за ударных нагрузок;
4) Разрушение сепараторов от действия центробежных сил инерции и истирания;
5) Раскалывание колец и тел качения из-за перекосов при монтаже или при больших динамических нагрузках.
В связи с тем, что перечисленные факторы не поддаются точному учету, расчет подшипников качения производится на долговечность по динамической (при n › 10 об/мин) и статической нагрузке ( при n ≤ 1 об/мин).
Динамическая грузоподъемность подшипников устанавливается из условия контактной выносливости таким образом, чтобы 90% испытуемых подшипников выдержали при этой нагрузке не менее миллиона оборотов. Критерием для выбора подшипника служит неравенство:
Стр ≤ С, где
Стр - требуемая величина динамической грузоподъемности подшипника;
С - табличное значение динамической грузоподъемности.
Требуемая величина динамической грузоподъемности подшипника определяется по одной из формул:
Стр=P(L)1/p; или Стр=Р(60nLh/106)1/p, где
Р – эквивалентная динамическая нагрузка подшипника;
L – долговечность подшипника в миллионах оборотов;
Lh – долговечность подшипника в часах;
р – коэффициент, зависящий от формы кривой контактной усталости:
для шарикоподшипников р=3;
для роликоподшипников р=10/3;
n – частота вращения кольца вала.
При постоянной частоте вращения между L и Lh существует простая зависимость:
L=(С/Р)р ; или Lh=106/60n*(С/Р)р=106 L/60n;
L=60n/ 106* Lh или Lh=106/60n*(С/Р)р.
Эквивалентная динамическая нагрузка Р для радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме роликовых радиальных) определяется по формуле:
P=(x*V*Fr+У*Fa)*Kб*Kt , где
Fr , Fa – радиальная и осевая нагрузка на подшипнике;
Х, У – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;
V – кинематический коэффициент (коэффициент вращения) (Если вращается внутреннее кольцо V=1,0, если вращается наружное кольцо, V=1,2); [По новому ГОСТ, в соответствие с ISO, коэффициент вращения принимается равным V=1,0 для всех случаев]
Kб – коэффициент безопасности (динамичности);
Kt – температурный коэффициент.
Значение коэффициента безопасности Kб выбирается по таблице в зависимости от характера нагрузки на подшипник. Для зубчатых передач 7ой и 8ой степеней точности для всех редукторов:
Kб= 1,3¸1,5.
Температурный коэффициент выбирается в зависимости от рабочей температуры подшипника:
t,0C |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
250 |
Kt |
1.0 |
1.05 |
1.10 |
1.15 |
1.25 |
1.4 |
Значения коэффициентов Х и У определяются в зависимости от отношения осевой нагрузки Fa к статической грузоподъемности подшипника С0 с учетом угла контакта a0 параметра е, который берется из таблицы, либо определяется по графику е=¦(R/C0) при углах контакта от 120 до 180 , где
С0 – статическая грузоподъемность, статическая радиальная нагрузка, от действия которой возникает общая остаточная деформация тел качения и колец, не превышающая 0,0001 диаметр тела качения. С0 выбирается по таблицам для каждого типа размера подшипника.
При отношении Fa/VFr <e для радиальных и радиально-упорных подшипников Х=1, а У выбирается в зависимости от е.
При Fa/VFr >е, величина Х зависит от угла контакта a, а У от Fa/С0
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.