Министерство Образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
" САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра Машиноведение и детали машин
ДЕТАЛИ МАШИН
Методические указания к лабораторным работам
" ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ"
Санкт-Петербург
2011
Подшипник качения - это часть опоры вала (или вращающейся оси), воспринимающая от него радиальные, осевые и радиально-осевые нагрузки, работающая в условиях преобладающего трения качения.
Подшипники качения имеют ряд преимуществ перед подшипниками скольжения. К основным их достоинствам относятся
1. Меньшие затраты энергии на трение (момент трения в шарикоподшипниках в 3-6 раз меньше, чем в подшипниках скольжения);
2. Меньше габаритные размеры (по ширине);
3. Меньший расход смазочных материалов;
4. Подшипники качения обладают лучшими конструктивными и эксплуатационными характеристиками;
5. Применение подшипников качения дает возможность повысить к.п.д. всей машины, уменьшить нагрузку на двигатель в период пуска машины;
6. Эксплуатационные расходы на подшипники качения меньше на 20-30%, чем на подшипники скольжения;
Основными недостатками подшипников качения являются:
1. Ограничение возможности работы при весьма больших нагрузках и частотах вращения;
2. Большие габаритные размеры по диаметру, неразъемность конструкции, что затрудняет монтаж и демонтаж машины;
3. Сравнительно высокая стоимость и возможность изготовления только на специализированных заводах с высоким техническим уровнем.
В настоящее время в России выпускаются подшипники качения с внутренним диаметром от долей миллиметра до 2475 мм и массой от долей грамма до 4 тонн.
Подшипник качения (рис. 6.1) представляет собой готовую сборочную единицу (узел), основными деталями которой являются тела качения 3 - шарики или ролики различной формы, установленные между наружным 1и внутренним 2 кольцами, и сепаратор «А», разделяющий тела качения. Внутреннее кольцо насаживается на вал, наружное устанавливается в корпусе опорного узла машины. На наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца выполняются дорожки качения, геометрическая форма которых определяется формой тел качения. Основные типы шарикоподшипников и роликоподшипников представлены на рис. 6.2 и 6.3 соответственно.
Подшипники качения классифицируются по следующим основным признакам:
1. По направлению действия воспринимаемой нагрузки:
а) радиальные - воспринимают преимущественно радиальную нагрузку;
б) упорные - воспринимают осевую нагрузку;
в) радиально-упорные - воспринимают комбинированную нагрузку, причем преобладающей может быть как радиальная, так и осевая нагрузка; г) упорно-радиальные - воспринимают в основном осевую нагрузку и частично радиальную.
2. По форме тел качения:
а) шариковые;
б) роликовые (ролики могут быть цилиндрическими короткими и длинными, витыми, коническими, сферическими, сфероконическими и выполненными в виде игл).
3. По числу рядов тел качения делятся на одно- ,двух- ,четырех- и многорядные.
4. По основным конструктивным признакам:
а) самоустанавливающиеся и несамоустанавливающиеся;
б) с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца;
в) одинарные или двойные.
5. По габаритным (диаметральным) размерам:
а) сверхлегкая серия (2 серии);
б) особо легкая серия (2 серии);
в) легкая серия;
г) средняя серия;
д) тяжелая серия.
6. По ширине:
а) узкая серия;
б) нормальная серия;
в) широкая серия;
г) особо широкая серия.
Условные обозначения подшипников состоят из цифр и букв. Две первые цифры, считая справа, указывает посадочный диаметр подшипника на вал, то есть внутренний диаметр подшипника. Для подшипника с внутренним диаметром от 20 до 495 мм эти цифры соответствуют внутреннему диаметру, делённому на 5. Для подшипников с внутренним диаметром от 10 до 17 мм цифры, обозначающие диаметр, соответствуют:
00 - диаметр посадки на вал 10 мм
01 - диаметр посадки на вал 12 мм
02 - диаметр посадки на вал 15 мм
03 - диаметр посадки на вал 17 мм
Третья цифра справа совместно с седьмой обозначают серию подшипников всех диаметров, кроме малых (до 9 мм) - см. табл.6.1.
Четвертая цифра справа указывает тип подшипника:
0 - радиальный шариковый однорядный, (рис.1);
1 - радиальный шариковый сферический двухрядный (рис.2);
2 - радиальный с короткими цилиндрическими роликами (рис.3);
3 - радиальный роликовый сферический (рис.4);
4 - радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами и иглами (игольчатый) (рис.5);
5 - радиальный роликовый с витыми роликами;
6 - радиально-упорный шариковый (рис.6);
7 - радиально-упорный роликовый (конический) (рис.7);
8 - упорный шариковый (рис.8);
9 - упорный роликовый (рис.9);
Рис.1
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8
Рис.9
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.